И пришел Паук
Фильм «Человек-паук: Возвращение домой» оказался большим сюрпризом: вместо многострадального супергероя он воскрешает жанр школьного романа воспитания. А сочинителя комиксов Стэна Ли этот блокбастер чуть было не приравнивает к таким великим американским пахарям доброты, как Сэлинджер и Харпер Ли.
Маленький герой «Вина из одуванчиков» Рэя Брэдбери любил вставать каждое лето пораньше и воображать, что это он, подув, отключает уличные фонари и смахивает звезды с неба. Новый фильм про Человека-паука основывается на том же допущении: детство – это время, когда можно шептать заклинания и менять ими мир. Поэтому на другие кинокомиксы, и особенно помпезных последних «Мстителей», он не похож. А вот на классические американские трагикомедии о взрослении – еще как.
Когда в конце прошлого века издатель комиксов Marvel подал на банкротство, кинокомпания Sony поспешила выкрасть с тонущего судна младенца-супергероя по прозвищу Человек-паук, а заодно и всю его свиту. В 2008 году империя Marvel Entertainment, совершив немыслимый тур де форс и взяв кредит на полмиллиарда, восстала из пепла – и ее богатство начало прирастать фильмами кинокомпании Marvel Studios. В 2009 году доброхоты из Disney купили Marvel целиком, не став дожидаться, пока те поставят производство миллиардных блокбастеров на поток. Дела в департаменте комиксов Sony тем временем шли все хуже и хуже: оторванный от семьи Человек-паук рос беспризорником и с годами превратился в не пойми что. Но ни Marvel, ни Disney не могли получить права назад. В итоге был придуман византийский компромисс: теперь производить и прокатывать фильмы о супергерое будут Columbia-Sony, но Disney-Marvel сможет контролировать креативный процесс и даже получать за это продюсерские чаевые. Бизнес-империя №1 будет зарабатывать на распространении сольных фильмов о супергерое, а бизнес-империя №2 – на продаже брендированных фигурок и книжек. И сможет звать Человека-паука в гости в собственных «Мстителей» – и уже там монетизировать его юношеский шарм по полной программе. Эта операция получила название «Возвращение домой» – и оказалась подлинным праздником не только для двух корпораций, но и для зрителей по всему миру.