Хватит выбрасывать деньги. Чем заменить неэффективные тимбилдинги
Мода на экзотические мероприятия, призванные сплотить коллектив, постепенно отходит. Совместное решение важных проблем сближает сотрудников больше, чем веревочные курсы

«Хватит выбрасывать деньги на тимбилдинги», — призывает генеральный директор Corporate Collaboration Resources Карлос Вальдес-Дапена в сентябрьском выпуске Harvard Business Review. Судя по тому, что все больше компаний уделяют внимание корпоративному волонтерству — практике добровольного участия сотрудников в социально-значимых инициативах, так считает не он один. Сегодня около 70% компаний, входящих в ТОП-100 Лондонской биржи, имеют собственные программы корпоративного волонтерства.
Ярмарка тщеславия закрывается
«Начальство арендовало зал в «Олимпийском» и устроило семинар по «онтологическому менеджменту» (онтология — философское учение о бытии. — Forbes). Ради амбиций одного человека нам целый день втирали что-то про морально-этические ценности», — рассказывает бывший сотрудник крупного российского банка. Примеры таких курьезных, а то и просто абсурдных мероприятий могут привести сотрудники многих компаний — симптом того, что расхожие представления о тимбилдинге не отвечают действительности.
Компании ожидают от подобных мероприятий развития горизонтальных связей, роста вовлеченности, мотивации и лояльности сотрудников. Но трудно найти менеджера, который не хотел бы достичь большего за те же деньги; к тому же и для сотрудников, и для клиентов во главу угла постепенно встает вопрос ценностей. «Для 80% миллениалов один из жизненных приоритетов — сделать мир лучше, и они тяготеют к брендам, которые соответствуют этому чаянию», — считает Роб Канделино, генеральный директор Unilever Hair Care U.S. Корпоративное волонтерство — возможность не словом, а делом доказать, что компания стремится не только увеличивать прибыль.
В 2014 году представители российского бизнеса создали Национальный совет по корпоративному волонтерству, в который входят более трех десятков крупных компаний. Конъюнктура возникла на фоне экономического кризиса, ухудшившего положение значительной части населения: «Выпячивать богатство, арендуя дорогие рестораны и приглашая звезд, уже не комильфо. Задача правильного корпоратива — объединить сотрудников и дать им возможность неформально пообщаться. Поэтому волонтерские акции подходят здесь идеально, ведь еще Экзюпери сказал, что, если хочешь научить двух разных людей уважать друг друга, надо дать им общее дело», — считает первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев.
Правда, волонтерство — не волшебная палочка для бизнеса. Проблем много, начиная с формализации, выхолащивания и «добровольно-принудительного» участия, заканчивая неспособностью многих некоммерческих организаций построить продуктивные отношения с компаниями. Разберемся со всем по порядку.