Интеллектуальная скромность: признайте, если чего-то не знаете
Мы с детства привыкли думать, что не знать чего-то стыдно. Мы не обращаемся за помощью, когда нам сложно справиться с непонятной задачей, или скрываем пробелы в эрудиции, поддерживая культурную беседу. Что будет, если мы признаемся в незнании чего-либо?
Я не согласен с собой» — сказал третьеклассник во время дискуссии о четных и нечетных числах на уроке математики. Он думал, что число шесть — одновременно четное и нечетное. Когда одна из одноклассниц привела контраргумент, он признал ее точку зрения и ответил: «Я об этом не подумал. Спасибо, что рассказала». Он демонстрировал интеллектуальную скромность: признавал ограниченность своих знаний и ценил идеи других людей. В нашей культуре уверенностью восхищаются, а за ошибки судят. Так что его признание дорогого стоит. Но как это влияет на процесс обучения? Помогает или создает преимущества?
Ответ на поверхности — нет. Университетские профессора, одни из самых образованных людей в мире, в общей массе не отличаются этим качеством, так же как множество успешных ученых, управляющих, врачей, художников и политических лидеров. Но как заметил нобелевский лауреат астрофизик Субраманьян Чандрасекар, убежденность в своей правоте может загнать в тупик обучение, открытия и прогресс.
Мы с коллегами устроили эксперимент, чтобы проверить, как влияет данное качество на результаты обучения.
Учеников попросили оценить себя по набору утверждений, таких как «Я готов признать, если чего-то не знаю» или «Я признаю, когда кто-то другой знает больше меня по определенной теме». Психологи хотели выяснить, будет ли эта интеллектуальная скромность влиять на мотивацию к учебе, стратегии обучения или оценки . Также мы стремились узнать, заметят ли учителя различия между учениками с разными уровнями этого качества.