Токсичный бизнес: пять признаков подозрительных франшиз
Как и десять лет назад, франшизы то и дело «схлопываются» без объективных рыночных причин
В выборе франшизы актуален не столько вопрос, по каким критериям выбрать, а скорее, наоборот: каких проектов вовсе избегать. «Токсичные» предложения распознать не так уж и сложно: потенциальному франчайзи достаточно быть внимательным и не торопиться с выбором. Вот несколько признаков франшиз, с которыми на месте франчайзи точно не стоит работать.
Франшиза на пустом месте
Всегда удивляют предложения от франчайзеров, у которых нет собственных торговых точек. Нет и опыта развития сети. Зато есть льготный паушальный взнос: «Мы ведь только в начале пути!». Говоря проще, первые счастливчики-франчайзи получат красивую схему и начнут развивать чужой проект с нуля, в роли тестировщиков. Безусловно, идея может быть просто удивительной и потрясающей, а может и не быть.
В любом случае, идея — это еще не франшиза. Продажа идей осуществляется совсем по другим принципам и на других площадках. Если у франчайзера нет собственных предприятий, что держит его на этом рынке? Где гарантии, что он не исчезнет вместе с вашими льготными взносами? По опыту скажу: выстроить нормальные бизнес-процессы франчайзер может только в рамках собственной сети. Лучше в течение нескольких лет, хотя бы для того, чтобы изучить сезонные нюансы. Только после этого удается наладить взаимоотношения с поставщиками (а это скидки, отсрочки платежей надежному партнеру и т.д.). Он отбракует нерадивых контрагентов и выберет полезных. Его бренд станет хотя бы мало-мальски известным, появятся лояльный потребитель. Если ничего этого нет, тогда что он продает своим франчайзи?
Конечно есть удачные примеры: магазины инструментов, визовые центры и другие сервисы, которые изначально создавались с прицелом на продажу франшизы. Есть франчайзинговые сети, выросшие из уже работающих собственных предприятий — преимущественно в фастфуд-сегменте. Есть и те, кто начал продавать франшизу сразу после открытия первой точки, например, одна из первых франшиз приключенческих квестов запустилась на следующий день после открытия первого квест-рума. Это тоже можно понять. Но все же ценность франшизы «с опытом» растет прямо пропорционально этому опыту.