Хвалить публично, дать высказаться и не осуждать: как сделать компанию инклюзивной
Гендерное равенство и создание инклюзивной среды до сих пор часто воспринимаются российским бизнесом как модный тренд. Но принципы и подходы, на которых строятся эти понятия, на самом деле влияют на работу компании и помогают ей добиться успеха. Почему так происходит, рассказывает директор Центра толерантности Еврейского музея, кандидат психологических наук Анна Макарчук.
В первую очередь стоит разобраться, чем инклюзивность в бизнесе отличается от разнообразия. Разнообразие — это разные люди с разными характеристиками, это относится к политическим убеждениям, расе, культуре, религии и полу. В корпоративной среде это означает, что среди сотрудников есть люди, которые привносят новый взгляд и разный опыт. У инклюзии, которую в русскоязычном дискурсе часто ассоциируют с темой инвалидности, в контексте бизнеса более широкий смысл: это внимание к сотрудникам и создание безопасной среды. Анализируя то, как разнообразие и инклюзивность влияют на успех компании, эксперты определяют последнюю как «состояние, когда тебя ценят, уважают и поддерживают».
Зачем все это нужно
Инклюзивная культура и разнообразие, если внедрять их корректно, означают более счастливых сотрудников, чувствующих уважение клиентов, и широкий доступ к талантам и навыкам у менеджеров. Исследование Harvard Business Review показало, что у компаний, практикующих D&I (Diversity & Inclusion, то есть разнообразие и инклюзивность), доход от инноваций выше на 19%. По оценкам McKinsey, компании с этническим разнообразием преуспевают на 35% чаще, а компании с гендерным разнообразием — на 15%.
Если в команде ценится разнообразие, это приводит к более продуктивной работе благодаря росту вовлеченности и мотивации персонала. «Разнообразные» команды часто более креативны, они не боятся предлагать новые решения, так как не боятся осуждения со стороны коллег и готовы взять на себя ответственность за инновации.
Кроме инклюзии как среды для формирования креативных идей, в пользу D&I говорит еще и статистика рынка труда. По оценкам Deloitte, к 2025 году рабочая сила будет на 75% состоять из миллениалов, которые высоко ценят разнообразие: 47% активно стремятся к такому климату на рабочем месте. Так, инклюзивная среда становится главной задачей для организаций, которым нужны лучшие и проактивные сотрудники в ближайшие 10 лет.
Когда люди видят, что их мнение и участие важно, они более вовлечены, а значит, делают все возможное для компании. Более того, сотрудники, работающие в инклюзивной атмосфере, берут меньше отпусков по состоянию здоровья, так как их показатели физической активности и психологического комфорта намного выше.
Но даже учитывая все эти преимущества, немногие компании спешат внедрять D&I. С одной стороны, это связано с непониманием инклюзивности и конкретных выгод, с другой — с отсутствием конкретных рекомендаций. Поверхностное декларирование инклюзии, D&I или ESG (Environmental, Social, Governance) не только никак не помогает создать комфортную и безопасную среду, но и серьезно вредит самим концепциям.
Сотрудники, которым навязывают новые форматы работы, новые образовательные мероприятия, квоты и принципы без объяснения конкретных плюсов, вряд ли могут воспринимать инновации позитивно.
Признаки инклюзивного климата
Инклюзивное общение — понятие куда более широкое, чем этичность и даже политкорректность. Речь идет о создании безопасной для выражения мнения среды, то есть о понимании, взаимном уважении и справедливой оценке идей. Взаимодействовать со всем многообразием «разных» может быть непросто и непривычно в коллективах, привыкших устанавливать статус-кво и безукоризненно соблюдать вертикаль решений. Однако инклюзивное общение позволяет любой группе получать обратную связь и реагировать на нее этично и эффективно, что в итоге только улучшает бизнес-процессы.
Признание индивидуальных способностей
Почти 40% сотрудников говорят, что причиной их увольнения стало отсутствие чувства вовлеченности. Результаты того же исследования указывают, что ключевой проблемой становится разрыв между индивидуальными способностями и восприятием этих способностей в организации.
Инклюзивный климат в компании означает, что руководитель имеет представление о качествах своих сотрудников и по возможности позволяет их проявлять, тем самым извлекая выгоду и увеличивая эффективность. Например, Autodesk, глобальная компания — разработчик программного обеспечения, внесла изменения в практику проведения встреч, чтобы поощрить вклад каждого и продемонстрировать это.
- Материалы встречи и вопросы для обсуждения раздаются заранее. Это позволяет чувствовать себя более комфортно сотрудникам, для которых английский — второй язык, а также интровертам, которым нужно время для обработки информации.
- Удаленные сотрудники всегда подключаются к обсуждению и активно в него вовлекаются через вопросы и специальные паузы: так можно убедиться, что все получили возможность принять участие в разговоре.
- Время встреч плавающее, чтобы сотрудники из разных часовых поясов могли включиться в обсуждение.