«Плюшевый пузырь»: как фильм о создателе мягких игрушек критикует американскую мечту
На Apple TV+ вышло драмеди «Плюшевый пузырь» — история предпринимателя Тая Уорнера в исполнении Зака Галифианакиса. В конце 80-х бизнесмен основал компанию Ty Inc., которая занималась разработкой и продажей мягких игрушек. Кинокритик Тимур Алиев рассказывает, как игрушки Beanie Babies стали предметом коллекционирования в Америке 90-х и почему «Плюшевый пузырь» — это не просто еще одна история глубокого несчастного бизнесмена.
Тай Уорнер (Зак Галифианакис) был предпринимателем средней руки. С детства его интересовали игрушки, но гораздо больше и несколько иначе, чем его сверстников. «Виной» тому деятельность отца — Гарольд Уорнер был продавцом игрушек. «Не бойся, я не маньяк», — предупреждает гостью Тай, когда девушка бросает взгляд на выпотрошенную игрушку. По словам младшего Уорнера, ему важно было понять, почему эту модель покупают, как она «устроена изнутри».
Отношения в семье Уорнеров были натянутыми. Отец пропадал в бесконечных командировках, толком не занимался воспитанием сына и поднимал на него руку, когда Тай чем-то его раздражал. Матери в 1970-х поставили диагноз «параноидальная шизофрения» и отправили в психиатрическую клинику. Будучи уже взрослым и начав свое дело, Тай всех будет просить звать его по имени — форма дистанцирования от своих корней. «Уорнер мой отец. Можно просто «Тай», — повторяет герой Галифианакиса в кадре снова и снова.
На первый взгляд «Плюшевый пузырь» — еще один капиталистический байопик о «вечном» стремлении к американской мечте. История о травмах детства, семейных проблематиках и множестве неудач, которые не сломили, а закалили главного героя. Именно благодаря им он якобы и достиг столь долгожданного «успешного успеха». Первую треть хронометража все, казалось бы, так и происходит. Вот только режиссеры — Кристин Гор (сценаристка «Футурамы» и шоу Saturday Night Live) и Дэмиан Кулаш (музыкант, солист рок-группы OK Go) — на самом деле умело водят зрителя за нос.