Олег Целков — один из лидеров советского нонконформизма

EsquireКультура

Художник, случайно сорвавший маску с человечества: жизнь и творчество классика современного искусства Олега Целкова

Олег Целков. Ок. 1955. Архив семьи художника

Олег Целков — один из лидеров советского нонконформизма и один из самых дорогих современных русских художников. Для его работ свойственны яркие краски, отсутствие какой-либо привязки к реальности, а также человеческие лица, или, как предпочитал называть их сам автор, «морды» и «рожи». Бродский считал Целкова «самым выдающимся русским художником послевоенного периода», а среди ценителей работ художника числились драматург, третий муж Мэрилин Монро Артур Миллер, купивший картину «Групповой портрет с арбузом», Людмила Гурченко и другие. Целков всю жизнь отказывался жить по правилам и предпочитал независимость во всем — так, он не писал картин на заказ и оттого большую часть жизни бедствовал. Несмотря на свою обособленность от мейнстрима, Целков получил широкую известность в Европе и США, где выставлялся с 1970-х годов. 11 июля 2021 года Целков скончался в Париже в возрасте 87 лет. Вспоминаем жизнь и творчество художника, у которого в Мультимедиа Арт Музее проходит персональная выставка «Я не здешний, я чужой».

01Становление: бунтарь

Олег Целков родился 15 июля 1934 года в Москве в семье экономистов, работавших на авиационном заводе. По происхождению его мать, Роза Израилевна, была еврейкой, родом из Белоруссии. Отец, Николай Иванович, — русский, из подмосковного города Дмитров.

Художником Целков осознал себя в возрасте 15 лет, когда летом 1949 года в детском пионерском лагере увидел, как какой-то мальчик рисует на картоне масляными красками три березки, которые стояли перед ним. Мальчика звали Михаил Архипов, он рассказал Целкову о живописи, о существовании мира художников, о том, что есть специальные школы, где их обучают. Все это его потрясло: «И вдруг отчетливо понял, почему мне так одиноко. Потому что я ведь художник. А художники — другие люди».

Он спросил у Архипова, что нужно, чтобы попасть в такую «чудесную школу», оказалось — написать картину маслом на холсте. Вернувшись домой, он объявил родителям о своем желании поступить в художественную школу. Чтобы соорудить холст на подрамнике, пришлось тайком выломать несколько реек из штакетника во дворе и вырезать кусок мешковины из дивана: «Родители еще долго не знали о том, что ради искусства я принес в жертву нашу мебель», — рассказывает Олег.

Он поступал в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) без подготовки, но конкурс его работы не прошли. Отец Целкова увидел его плачущим и, узнав в чем дело, поехал искать директора школы. Он рассказал, что сам мечтал быть художником в детстве, и попросил допустить сына до экзаменов. Разрешение было получено, и Целков поступил. Поначалу ему платили стипендию 20 рублей, что для скромного бюджета семьи было даже много. А одновременно с ним в школе учились Илья Кабаков, Эрик Булатов и другие.

Но после первой же сессии будущий художник был лишен стипендии. Поэт Евгений Евтушенко в своих воспоминаниях о Целкове так описывал эту ситуацию: «Директор вызвал отца и с глазу на глаз допрашивал: почему у сына могли возникнуть такие упаднические настроения, с кем он дружит, нет ли у него в друзьях старшего художника, который на него дурно влияет? Отец удивился: «Почему?» — «А видите — солнца нет! Облака, сырость, серость…»

Игорь Пальмин. Выставка в павильоне «Пчеловодство» ВДНХ. Групповой портрет. 1975. Предоставлено автором. Стоят (слева направо): Э. Штейнберг, Н. Вечтомов, О. Целков, А. Юликов, Э. Дробицкий, И. Снегур, В. Янкилевский, О. Рабин, В. Немухин, Т. Колодзей. Сидят (слева направо): В. Калинин, А. Тяпушкин, Л. Мастеркова, А. Харитонов, В. Яковлев, О. Кандауров, П. Беленок, Д. Плавинский

Целков не был заинтересован в реалистической живописи: «К примеру, если я рисую с натуры огурец — кто посмеет утверждать, что мой огурец не похож? Никому не известно, каким этот огурец будет завтра! А через сто лет?» Поступив в художественную школу, Олег стал почти каждый день ходить в Третьяковскую галерею, изучать работы старых мастеров. В музее он познакомился с сотрудницей специального отдела хранения, в котором находились работы Малевича, Кончаловского, Шагала и других запрещенных тогда художников.

«Эта молодая женщина, видя мой большой интерес, пригласила меня посмотреть на то, что меня поразило и вдохновило. Я сразу же ощупью, ничего не зная, ничего не понимая, не имея возможности ни о чем ни у кого спросить (и у нее тоже, потому что и она об этом знала очень мало), вдруг переметнулся на эту сторону», — пишет Целков в своей автобиографии. Он делал копии картин русских авангардистов 1910–1930-х годов, а затем стал постепенно подражать им в своих работах. До 1960 года особенно заметно влияние группы «Бубновый валет».

За свободомыслие Олега Целкова каждый год исключали из художественной школы. И каждый раз при помощи отца неохотно восстанавливали. Николай Иванович писал жалобы прямо в ЦК: «Я — член КПСС с такого-то года… Советскую молодежь плохо воспитывают…» Тем не менее уже во время учебы в школе Целков был на заметке у КГБ.

Он продержался в МСХШ три года, а в 1953 году пришло время поступать в институт. В школу на смотр работ пришли руководители Суриковского художественного института, один из них около картин Целкова топал ногами и кричал: «Этой кончаловщине у меня не бывать!» Олег все-таки попробовал сдать вступительные экзамены, но получил оценку «два».

Куда мог поступить молодой художник с такой репутацией? Его неожиданно поддержал столп советской живописи, вице-президент Академии художеств СССР Борис Иогансон. Он направил письмо в только открывшийся тогда Минский театральный институт: «Рекомендую Олега Целкова как прекрасный материал для будущего художника. Он является превосходным живописцем, и уверен, что оправдает возложенные на него надежды».

Евгений Евтушенко в Нью-Йорке, 26 января 1972 года. Santi Visalli/Getty Images

Целков немедленно поехал в Минск поступать: «И там на экзаменах я позволял себе делать такие вещи, которые не позволял себе в Суриковском. Мой приятель, который приехал вместе со мной, шептал: «Что ты творишь? Что ты делаешь?!»

Так же Целков вел себя и во время учебы, отчего отношения с преподавателями всегда были натянутыми. Так, однажды после первого курса студентов повезли в деревню Кисели, где старый народный художник Белорусской ССР учил их реалистически передавать природу. Он выбрал себе место, установил мольберт и начал подробно срисовывать пейзаж, особенно уделяя внимание камешку на переднем плане. После первого дня работы, когда все ушли, Целков выкинул этот камешек в ручей. Утром преподаватель был удивлен такому изменению пейзажа, стал закрашивать место камня на картине жухлой травой. На третий день Целков подбросил десяток камней, и когда преподаватель выразил свое негодование, художник ему ответил: «Ничего не поделаешь, нужно точно передавать окружающую нас реальность». Через некоторое время в Минский институт пригласили местного партийного «ревизора» посмотреть работы студентов. Картины Олега Целкова вызвали у него недоумение, и художника исключили за формализм.

В 1954 году Целков поехал в Ленинград поступать в Академию художеств имени И. Е. Репина. Снова помогла протекция Бориса Иогансона — его приняли, хотя и ненадолго. На занятиях в академии у него было два холста: с заданием — стоял внизу, а с его идеей — на мольберте. «Когда преподаватель, ветеран войны, подходил ко мне, стуча своей деревянной ногой, я быстро менял работы местами, но палитра оставалась та же: зеленая, красная, синяя. Он, конечно, все понимал, но делал вид, что не замечает», — вспоминает Целков.

В основном он писал картины в общежитии и развешивал по стенам комнаты. Однажды к нему зашла группа китайских студентов, приехавших в СССР учиться образцам соцреализма. После этого китайцы написали донос ректору примерно следующего содержания: «В великом Советском Союзе нам пришлось с удивлением увидеть те картины, которые пытается просунуть к нам буржуазная Япония». Дело вышло на международный уровень и грозило большими неприятностями, поэтому Целкова быстро отчислили. По другой версии, причиной отчисления стала организация нелегальной выставки на Невском проспекте: семеро молодых художников, в числе которых был Олег Целков, развесили свои картины под открытым небом.

В любом случае, выручил тогда Целкова режиссер и художник Николай Акимов, преподававший в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино им. Н. К. Черкасова. В 1955 году он принял Олега на постановочный факультет, где уже никто не учил его живописи. Акимов потом подарит Целкову свой плакат с надписью: «Дорогому ученику, который учился совсем не тому, чему я его учил».

021950-е, первые выставки

После смерти Сталина в 1953 году власти пошли на некоторые послабления, в страну стали привозить зарубежные произведения искусства, больше пускать иностранцев. В 1956 году советская публика впервые за долгое время (после выставок в 1920-х годах) могла увидеть работы Сезанна и Пикассо.

«Давным-давно в Эрмитаже была выставка Пикассо. Тогда мне это показалось таким убожеством, выдрючиванием, бездарностью! Да еще его работы были обиты какими-то реечками, а я привык видеть картины в золотой раме! А сейчас я понимаю, что Пикассо временами гениален. До Пикассо в том же Эрмитаже выставляли Сезанна. В России его никто не видел, его имя шептали по углам. Репродукции продавали поштучно, вырывая из книг. Глядя на Сезанна, я хлопал глазами и думал: «Люди с ума посходили, что ли? Что за мура!»

В более поздних интервью Целков вспоминает: «Я был очень оскорблен тем, что увидел. С моей точки зрения, Сезанн был тогда наивысшей дрянью. Дураком я был, что с меня взять. Ничего не знал о художнике, не понимал, как смотреть…»

Пабло Пикассо в окружении картин на своей вилле La Californie в Каннах, 1955 год. Hulton-Deutsch Collection/CORBIS/Corbis via Getty Images
Выставка двадцати эстампов Пабло Пикассо в Эрмитаже, принесенных в дар музею французским галеристом, историком искусства и писателем Даниэлем-Анри Канвейлером, Ленинград, 12 февраля 1968 года. Борис Манушин/РИА Новости

Одним из энтузиастов перемен в искусстве того времени был студент-математик, художник Владимир Слепян. В Москве его квартира в конструктивистском доме на Трубной улице стала центром, где собирались художники, искусствоведы, литераторы, иностранцы. Слепян вместе со школьным другом Злотниковым были страстными поклонниками и популяризаторами живописи Олега Целкова. Весной 1956 года Владимир Слепян в своей квартире организовал первую персональную выставку Олега Целкова, где показал несколько работ, которые хранились у него. Слепян всех приглашал к себе «посмотреть картины Целкова». Так имя художника становилось все более известным в «неофициальных» кругах.

Студенты Ленинградского электротехнического института Рубен Сейсян и Владимир Марамзин в 1957 году получили временную возможность использовать в качестве выставочного зала небольшое помещение — не до конца подготовленный для заседаний ученого совета малый актовый зал в новом корпусе института. Они решили сделать выставку, которая всех удивит, нечто вроде «пощечины общественному вкусу». Тогда они сами выбрали «скандальных» художников академии.

Чилийский поэт и общественный деятель Пабло Неруда, 24 октября 1962 года. Юрий Абрамочкин/РИА Новости

Чтобы выставку сразу не ликвидировали, открытие было назначено на воскресенье, когда в институте никого нет. В маленький зал набралось большое количество людей. Под вечер студенты позвонили ректору и рассказали правду о составе выставки. Но, на удивление, закрыли ее не сразу, и туда ещё неделю приходили люди. Так в 1957 году состоялась первая публичная выставка Олега Целкова в здании Ленинградского электротехнического института. Сейсяна и Марамзина не выгнали из института, только ректор отчитал: «Как же это вы, еще недоучившиеся инженеры, взяли на себя смелость судить о том, что хорошо и что плохо в живописи? И что заставило вас противопоставлять публично какую-то броскую модернистскую мазню настоящим образцам социалистического реализма?!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Как выглядят люди, которых ты знаешь только по голосу: Алиса из колонки и другие Как выглядят люди, которых ты знаешь только по голосу: Алиса из колонки и другие

Ты точно слышала их голос, но вряд ли когда-нибудь видела лицо

Cosmopolitan
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Как запустить женский клуб и не поссориться из-за разных взглядов на дискриминацию Как запустить женский клуб и не поссориться из-за разных взглядов на дискриминацию

Елизавета Меркурьева и Алина Гегамова — о том, зачем создали женское сообщество

Forbes
Знаешь ли ты, что на самом деле стрекоза в басне Крылова — вовсе не стрекоза? Знаешь ли ты, что на самом деле стрекоза в басне Крылова — вовсе не стрекоза?

На уроках литературы от тебя скрывали правду о басне «Стрекоза и Муравей»!

Maxim
3 неявных признака того, что перед вами нарцисс 3 неявных признака того, что перед вами нарцисс

Люди с нарциссическими чертами редко осознают, что с ними что-то не так

Psychologies
Повесть о Настоящем Адвокате Повесть о Настоящем Адвокате

Адвокат Семён Ария и дело об убийстве супруг Раскиных

Дилетант
Клуб самоучек. Разговор режиссера Ильи Найшуллера с художником Александром Sub Sensus — о том, как нырнуть в бассейн с головой, не умея плавать Клуб самоучек. Разговор режиссера Ильи Найшуллера с художником Александром Sub Sensus — о том, как нырнуть в бассейн с головой, не умея плавать

Илья Найшуллер и Александр Sub Sensus — как чувствуют себя в свободном плавании

Esquire
Неочевидные театральные профессии: кто на самом деле стоит за созданием спектаклей Неочевидные театральные профессии: кто на самом деле стоит за созданием спектаклей

Чем занимаются бутафоры, пострижеры, механики сцены и другие люди в театре

GQ
Правила жизни Уэса Андерсона Правила жизни Уэса Андерсона

Правила жизни самого лампового режиссера и сценариста Уэса Андерсона

Esquire
Как устроена цензура в Китае Как устроена цензура в Китае

Как устроена китайская цензура и как журналисты дружат с цензорами

Esquire
Правила счастливой жизни: 33 совета, за которые ты скажешь спасибо Правила счастливой жизни: 33 совета, за которые ты скажешь спасибо

Три десятка способов обеспечить себе счастливое будущее

Cosmopolitan
Социальный заказ Социальный заказ

Две студентки МИФИ превратили увлечение волонтерством в ESG-агентство You Social

Forbes
Как это вынести: кто хоронит Ленина в российском YouTube Как это вынести: кто хоронит Ленина в российском YouTube

На чьи деньги автор «Расстанного проезда 3» выносит вождя революции из мавзолея

Forbes
Живой детектор лжи: агент секретной службы США о мышлении пуленепробиваемых людей Живой детектор лжи: агент секретной службы США о мышлении пуленепробиваемых людей

Отрывок из книги «Стань неуязвимым» о том, как научиться распознавать ложь

Forbes
Непутевые заметки: Уэс Андерсон от А до Я. Письма, сладости, Хичкок Непутевые заметки: Уэс Андерсон от А до Я. Письма, сладости, Хичкок

Путеводитель по мелочам из фильмов Уэса Андерсона

Esquire
Документы сгорели, а главный свидетель выпал из вертолёта: золотодобыча, которая стоила акционерам $3 млрд Документы сгорели, а главный свидетель выпал из вертолёта: золотодобыча, которая стоила акционерам $3 млрд

Проект разработки золотого месторождения Bre-X оказался мошенничеством

VC.RU
Кто придумал идеальный город Кто придумал идеальный город

Григорий Ревзин о «Трактате об архитектуре» Антонио Филарете и городе Сфорцинда

Weekend
Видеодрайвер перестал отвечать и был восстановлен: как исправить эту ошибку Видеодрайвер перестал отвечать и был восстановлен: как исправить эту ошибку

Почему возникает ошибка «Видеодрайвер перестал отвечать и был восстановлен»

CHIP
От Марлен Дитрих до Сары Джессики Паркер: самые модные героини кинематографа От Марлен Дитрих до Сары Джессики Паркер: самые модные героини кинематографа

10 самых известных героинь кинематографа, изменивших мир моды

Cosmopolitan
Даже Питт и Гослинг: секс-символы Голливуда, о пластике которых ты вряд ли знала Даже Питт и Гослинг: секс-символы Голливуда, о пластике которых ты вряд ли знала

Рассказываем, на какие хирургические вмешательства решились эти актеры

Cosmopolitan
Актриса года: Ирина Старшенбаум Актриса года: Ирина Старшенбаум

Мы узнали у актрисы года, почему она енот и что такое творческое счастье

Glamour
Абсурдная статистика: как Николас Кейдж влияет на... смертность в бассейне Абсурдная статистика: как Николас Кейдж влияет на... смертность в бассейне

Корреляция между двумя явлениями ничего не говорит о причинно-следственной связи

Популярная механика
Считаем, сколько заработали участники турнира UFC 268 Считаем, сколько заработали участники турнира UFC 268

Участники турнира UFC 268 выбили 268 578 680 рублей

Maxim
Измена: взгляд с двух сторон. Если изменили вам Измена: взгляд с двух сторон. Если изменили вам

Измена — это «симптом» отношений, а в отношениях всегда участвуют две стороны

Psychologies
Как Medallion смогла привлечь $30 млн и решить проблемы медицинских стартапов Как Medallion смогла привлечь $30 млн и решить проблемы медицинских стартапов

Как Medallion помогает зарабатывать медицинским компаниям по всей стране

Forbes
Физики придумали рентгеноскоп «три в одном» Физики придумали рентгеноскоп «три в одном»

физики реализовали многоканальную динамическую рентгеновскую визуализацию

N+1
А точно ли горько? 3 истории, когда свадьба пошла не по плану А точно ли горько? 3 истории, когда свадьба пошла не по плану

Сюрпризы на праздник бывают такими разными

Playboy
Открытки и плакаты из советского детства к празднику 7 Ноября Открытки и плакаты из советского детства к празднику 7 Ноября

Подборка советских открыток и плакатов к 7 Ноября. Возможны приступы ностальгии

Maxim
От «зеленого» винта: к чему приведет обсуждение экологической повестки в авиации От «зеленого» винта: к чему приведет обсуждение экологической повестки в авиации

Почему авиация почти не задействована в экологической повестке?

Forbes
Открыть в приложении