Игры разума
Разговор Ивана Дорна с Алисой Чумаченко — о том, где проходит грань между творчеством и алгоритмами
Ивану Дорну не до игр. Он живет в режиме постоянного творчества и генерации идей, которые всегда тщательно фиксирует в заметках на телефоне. Успешная сольная карьера, продюсирование молодых талантов (Иван — основатель лейбла Masterskaya, среди выходцев которой такие артисты, как Constantine, ЮЮ, «Тонка», mama.13), роли в кино, экоактивизм и благотворительность — сегодняшнего Дорна и Стыцамэна 2010-х словно разделяет не одно десятилетие, а целая жизнь. Глядя на все ипостаси Дорна, начинаешь думать, что скоро ему действительно понадобится собственная цифровая копия, как в клипе Wasted, которая будет давать концерты, пока Ваня ограняет очередной алмаз.
Алиса Чумаченко играет всю жизнь: с 14 лет она выступала в цирке на льду (ее родители — цирковые режиссеры), отучилась на театрального режиссера в ГИТИСе, а потом увлеклась компьютерными онлайн-играми и круто изменила жизнь: ушла секретарем в стартап IT-Territory, где доросла до вице-президента по маркетингу. После слияния компании с Mail.Ru Group Чумаченко ушла из этого бизнеса и создала собственную компанию — разработчика игр Game Insight.
Дорн — дистиллированное творчество. А что случится, если попытаться его рационализировать? Есть ли творчество в рациональном? Где она — точка соприкосновения? В совместном проекте Esquire, The Blueprint и Pasha de Cartier Иван и Алиса сверили часы, заглянули в будущее и попытались разобраться, куда нас приведут технологии.
Иван: Я сейчас специально буду ругать игровую индустрию и займу позицию отца, чьи дети погружаются в выдуманный мир, забывая про мир реальный. Мне кажется, это большая беда, которую нужно каким-то образом контролировать. Как ты к этому относишься?
Алиса: Я считаю, что контролировать время своих детей — это самая большая родительская ответственность. Ты же контролируешь, сколько часов твой ребенок играет в хоккей на улице при температуре −30 °C, например. Это не полезно. Играть по восемь часов в телефоне — это тоже не полезно для нервной системы. Поэтому твоя ответственность как родителя — контролировать это время до определенного возраста. Это первое. Второе: игры несут пользу. Они развивают память, логику, внимание, социальные навыки, когнитивные навыки. Массу всего полезного можно развивать с помощью игр. Если ты хочешь научить своего ребенка иностранному языку, поставь ему какую-нибудь классную игру типа World of Warcraft на этом языке, запри его в комнате, условно, на пару месяцев. Через пару месяцев он будет достаточно свободно разговаривать на базовом уровне. Где еще, как не в играх, 12-летний пацан может управлять отрядом в 50 человек, а бородатые дядьки-бизнесмены под его руководством будут ходить в бои, делать сложнейшие вещи? Где еще он может попробовать прокачать такой навык?
Иван: В шахматах.
Алиса: Кстати, Dota, между прочим, — это многомерные шахматы. Эта игра гораздо сложнее, чем шахматы, и развивает гораздо больше навыков.
И еще третий аргумент. Технологии уже прочно вошли в нашу жизнь, и новое поколение по-другому коммуницирует друг с другом и с миром. Не знаю, правильно ли так выражаться, но они реально мутируют от технологий. И нужно давать им это делать, потому что им жить в этом мире. Мы уже очень скоро станем бабушками и дедушками, которые не смогут включить телевизор, потому что перестанем успевать за нашими детьми. Единственное, что нужно контролировать, на мой взгляд, детскую нервную систему, чтобы дети не уставали. Но при этом они должны учиться существовать в этой виртуальной реальности — им там жить большое количество времени.