Посланник Христа: что думали писатели о Федоре Достоевском
Достоевский — писатель, сказавший в своей "Пушкинской речи" о "всемирной отзывчивости" русской культуры, восприимчивости к ее достижениям. По случаю двухсотлетнего юбилея писателя Esquire собрал высказывания его зарубежных коллег, показывающие, как мировая культура отозвалась на самого Достоевского.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/k7w/e2j/eeh/2kt57a6ywou193cytdbvvpa/ivudo3pd.jpg?v=2&temp_url_sig=5ns4r3FyZ9LYUEUEE4cQaw&temp_url_expires=1739801420)
Фридрих Ницше
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/k7w/e2j/eeh/2kt57a6ywou193cytdbvvpa/fokbpf7g.jpg?v=2&temp_url_sig=ZPI28bRm66hvakVSAlRw_w&temp_url_expires=1739801420)
(1844–1900)
Германия
"Вы знаете Достоевского? Кроме Стендаля никто не был для меня такой приятной неожиданностью и не доставил столь много удовольствия. Это психолог, с которым я нахожу «общий язык».
(Из письма Петеру Гасту)
"Достоевский принадлежит к самым счастливым открытиям в моей жизни..."
(Из книги «Сумерки идолов»)
Эрнест Хемингуэй
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/k7w/e2j/eeh/2kt57a6ywou193cytdbvvpa/pr1uycvu.jpg?v=2&temp_url_sig=Cv-mzrPr5NJx9X3f_Vnpig&temp_url_expires=1739801420)
(1899–1961)
США
"У Достоевского есть вещи, которым веришь и которым не веришь, но есть и такие правдивые, что, читая их, чувствуешь, как меняешься сам, — слабость и безумие, порок и святость, одержимость азарта становились реальностью, как становились реальностью пейзажи и дороги Тургенева и передвижение войск, театр военных действий, офицеры, солдаты и сражения у Толстого".
<…>
"Как может человек писать так плохо, так невероятно плохо, и так сильно на тебя воздействовать?"
(Из книги «Праздник, который всегда с тобой»)
Вирджиния Вульф
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/k7w/e2j/eeh/2kt57a6ywou193cytdbvvpa/jgav9n5i.jpg?v=2&temp_url_sig=ySIUiek0dDHIXlXhL5o7rA&temp_url_expires=1739801420)
Legion Media
(1882–1941)
Великобритания
"Из всех великих писателей ни один, кажется, так не удивляет и не озадачивает, как Достоевский".
<…>
"Пожалуй, слово «интуиция» точнее всего выражает гений Достоевского во всей его силе. Когда она им овладевает, для него нет тайн в глубинах темнейших душ — он читает любую, самую загадочную надпись. Но когда она оставляет его, вся его удивительная техника как бы повисает бесплодно в воздухе. Рассказ «Двойник» с его блистательной выдумкой как раз пример такого рода изощренной неудачи. И напротив, «Слабое сердце» написано от начала до конца с такой силой, что поставь мы рядом любую вещь, она превратится в бледную банальность".
Кнут Гамсун
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/k7w/e2j/eeh/2kt57a6ywou193cytdbvvpa/2mfx8ies.jpg?v=2&temp_url_sig=iVL3ccNu7tiSEvodH3UGxg&temp_url_expires=1739801420)
(1859–1952)
Норвегия
«Достоевский — единственный художник, у которого я кое-чему научился, он — величайший среди русских гигантов».
(Из письма ко второй жене, актрисе Марии Андерсен)
Жан-Поль Сартр
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/k7w/e2j/eeh/2kt57a6ywou193cytdbvvpa/lde5g3ko.jpg?v=2&temp_url_sig=poyHwuc3vdQpsEVxtlYSzQ&temp_url_expires=1739801420)
(1905–1980)
Франция
«Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек — это свобода».
(Из книги «Экзистенциализм — это гуманизм»)
Герман Гессе
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/k7w/e2j/eeh/2kt57a6ywou193cytdbvvpa/gvkx1ije.jpg?v=2&temp_url_sig=X3RqhWVrwQlSxw2GVZoGQg&temp_url_expires=1739801420)
(1877–1962)
Швейцария
"Истинным читателем Достоевского не может быть ни скучающий буржуа, которому призрачный мир "Преступления и наказания" приятно щекочет нервы, ни тем более ученый умник, восхищающийся психологией его романов и сочиняющий интересные брошюры о его мировоззрении. Достоевского надо читать, когда мы глубоко несчастны, когда мы исстрадались до предела наших возможностей и воспринимаем жизнь, как одну-единственную пылающую огнем рану, когда мы переполнены чувством безысходного отчаяния. И только когда мы в смиренном уединении смотрим на жизнь из нашей юдоли, когда мы не в состоянии ни понять, ни принять ее дикой, величавой жестокости, нам становится доступна музыка этого страшного и прекрасного писателя. Тогда мы больше не зрители, не сибариты и не критики, а бедные братья среди всех этих бедолаг, населяющих его книги, тогда мы страдаем вместе с ними, затаив дыхание, зачарованно смотрим их глазами в водоворот жизни, на вечно работающую мельницу смерти. И только тогда мы воспринимаем музыку Достоевского, его утешение, его любовь, только тогда нам открывается чудесный смысл его страшного, часто дьявольски сложного поэтического мира".