Ритм-секция
На новой сцене Большого театра 25 и 26 мая впервые покажут программу одноактных балетов Postscript. Накануне премьеры Harper’s Bazaar поговорил с ее участниками об умении рисковать, силе любви и искусственном интеллекте.
«Мы с опаской наблюдаем за тем, как некоторые зрители все чаще смотрят спектакли на экране, а не на сцене. Как музыку пишет компьютерный интеллект. Искусство явно будет меняться, непонятно только, в какую сторону», – рассуждает Ольга Смирнова. С самой лирической примой Большого театра мы говорим о балете McGregor + Mugler, который откроет программу Postscript. Его специально для Ольги полтора года назад поставил звездный английский хореограф Уэйн МакГрегор на музыку Нильса Фрама и Холли Хендон. Как раз Холли, изучавшая связь новейших технологий и композиторского дела в Стэнфордском университете, и писала свою часть саундтрека вместе с тем самым искусственным разумом. Что, конечно, не могло не заинтересовать МакГрегора, часто смотрящего на творческий процесс через научные линзы. Вспомним хотя бы его «АвтоБИОграфию», придуманную «по мотивам» собственной ДНК. Что же до McGregor + Mugler, то уже из названия этой 16-минутной миниатюры ясно, что сочинял ее хореограф в соавторстве с живым классиком моды Тьерри Мюглером. Их познакомил до недавнего времени солист Большого, а сейчас деятельный импресарио Юрий Баранов: его компания MuzArts, кроме прочего, успела спродюсировать два творческих вечера Светланы Захаровой – Amore и Modanse. «Идея сотрудничества с Мюглером возникла, когда я уже вел переговоры с Уэйном, – объясняет Юрий. – Вдруг стало понятно, что они прекрасно подойдут друг другу». И действительно, у этого дуэта на удивление много общего – например, любовь к творческим провокациям и правильная доля дерзости. В McGregor + Mugler посредством фирменной «бескостной» пластики с ее безразмерными шагами и исполинскими кабриолями МакГрегор сумел рассказать историю о трансформации роботоподобных андрогинов в людей. А Мюглер облачил солирующих Ольгу Смирнову и Дениса Савина в футуристические латы с чешуей и перьями, а на головы танцовщиков надел шлемы с масками в виде их застывших лиц. «Со стороны работа Тьерри выглядела как театрализованное шоу, – улыбается Смирнова. – Вместе с ним приходили фотографы, десятки ассистентов. А я просто доверилась его видению». Тема любовного перерождения продолжится в «Фавне» Сиди Ларби Шеркауи: арт-директор Королевского балета Фландрии поставил свое па-де-де на музыку Дебюсси как оммаж «Послеполуденному отдыху фавна» Вацлава Нижинского. В Москву эту танцевальную зарисовку уже привозили – в 2018-м в Большом театре Фавна гениально исполнял всемогущий и технически, и актерски Вячеслав Лопатин. По счастью, его же мы увидим и сейчас – а вот роль нимфы из таинственного леса на этот раз исполнит эталонная прима Большого и по совместительству жена Вячеслава Анастасия Сташкевич. «Меня уговорили ввестись в «Фавна», как только я начала возвращаться к работе после рождения ребенка, – вспоминает