Офисный дресс-код
Грань между работой и жизнью все больше стирается: пока одни трудятся из дома, другие превращают офисы в уютные жилые пространства.

Марианна Петренко, архитектор
Офис юридической компании в главном доме усадьбы князей Гагариных — Кувшинникова — Поповых.

Особняк, доставшийся в работу архитектору Марианне Петренко, хоть и является объектом культурного наследия, был в очень плохом состоянии. Первые два года Марианна вместе с командой реставраторов изучала само здание и архивы, чтобы понять, что здесь было раньше. Архитектор не впервые работает с историческими зданиями, ей очень нравится тщательная и неторопливая реставрационная работа, когда под многочисленными слоями штукатурки и краски находятся оригинальные цвета и элементы отделки. Собственно, благодаря этим находкам и немногочисленным фотографиям архитектору и ее команде удалось восстановить изначальный облик особняка. И именно от этой базы начали выстраивать современный интерьер. “Все цвета, которые мы использовали, — исторические, — рассказывает Марианна. — Еще под слоями других напольных покрытий мы нашли паркет, но он был в таком плохом состоянии, что восстановить было невозможно, поэтому мы заказали новый, с точно таким же рисунком. А вот лепнина сохранилась благодаря потолкам из гипсокартона, которые ее закрывали”. Оригинальные распашные двери остались всего одни, их перенесли на нижний этаж, где сидят сотрудники, и закрыли музейным стеклом. Вообще один из офисов внизу — настоящая находка для любителей понаблюдать за историей вживую, все стены здесь просто расчищены до изначального покрытия и законсервированы от разрушения. “Расчищая эти стены, мы нашли даже газету 1789 года, которая служила подложкой под обои”, — вспоминает архитектор.



Помимо тщательной реставрации стен в здании провели сложную работу по проведению новых коммуникаций — для этого мастера использовали дымоходы и пустоты в стенах.
Мебель, свет и аксессуары Марианна намеренно подбирала современные, в основном на итальянских фабриках. “Идея была в том, чтобы возродить русский дух в этом особняке, но не воссоздавать точную обстановку тех времен, — объясняет архитектор. — Здание находится напротив Елоховского собора, колокола которого звонят несколько раз в день, поэтому здесь достаточно истории, а мы живем в XXI веке, и бытовая жизнь сильно изменилась”. Так, например, все светильники расположены не по центру комнат, а в тех местах, где они действительно нужны.


В этом особняке есть еще одна историческая деталь, правда, уже привнесенная. Заказчик коллекционирует книги времен Октябрьской революции, и его собрание хранится здесь же, в библиотеке, — именно поэтому ее стены стали насыщенного красного цвета.
Фото: Александр Володин / Архив пресс-службы. Портрет: Архив пресс-службы. Стиль: Наталья Онуфрейчук
Валерия Сенькина, архитектор
Офис архитектурного бюро Dseesion в центре Москвы.

“Я очень люблю окрестности “Кропоткинской” и с самого детства проводила здесь много времени, поэтому выбор района для нового офиса был очевиден, — рассказывает архитектор Валерия Сенькина. — Мне хотелось создать пространство, которое станет местом не только для работы, но и для приятных встреч, общения и творчества”. Помещение было в плачевном состоянии — потолки “армстронг” с подтеками, обшарпанные стены и желтый линолеум с дырками, но Валерию привлек камин, который был в этом доходном доме с первых дней. “Камин для меня — живое существо, за сто двадцать лет он видел многих людей и слышал их истории, и только благодаря ему я решила, что готова взяться за это помещение и переделать его под себя”, — вспоминает архитектор.