Европейский след: как Минцифры обяжет Apple устанавливать на iPhone чужие приложения
Минцифры надеется успеть внести в весеннюю сессию Госдумы уже готовый законопроект, который бы обязал Apple разрешить установку приложений из альтернативных магазинов. Документ разрабатывался по аналогии с европейским Digital Markets Act, который вступит в силу в следующем году. Если инициатива будет принята, российские разработчики получат шанс не только размещать свои приложения в обход AppStore, но и не платить Apple комиссию в 30% от всех покупок пользователями подписок и цифровых продуктов через приложения.
«Добросовестная компания»
Минцифры разработало законопроект, обязывающий Apple разрешать устанавливать приложения из сторонних маркетплейсов, а не только из AppStore, сообщил во вторник руководитель ведомства Максут Шадаев. «Если в том числе консультации с Госдумой покажут, что это актуальный вопрос и депутатам интересно нас поддержать, мы постараемся максимально быстро внести [законопроект в Госдуму]», — сообщил он, добавив, что, возможно, это случится уже в весеннюю сессию.
Минцифры рассчитывает, что компания согласится исполнять нормы законопроекта, так как «Apple — добросовестная компания». «Недавно она даже заплатила штраф, что в текущие времена очень сложно. Для этого им нужно было получать отдельное согласование OFAC (Управление по контролю над иностранными активами Минфина США. — Forbes), это не налоговый платеж. Apple прошла все процедуры согласования и заплатила в бюджет Российской Федерации штраф в размере 906 млн рублей. Я считаю это подтверждением того, что компания готова добросовестно выполнять требования российского законодательства и продолжать работу на рынке», — заявил Шадаев.
По образу и подобию
О том, что Минцифры планирует обязать Apple разрешить установку приложений из альтернативных магазинов приложений, стало известно в декабре 2022 года. Регулятор ссылался тогда на Digital Markets Act (DMA), который был принят в ЕС — закон, который регулирует рынок цифровых сервисов и услуг. По этому закону, который вступил в силу 1 ноября 2022 года и начнет действовать 6 марта 2024 года, цифровые платформы, например, Apple, Google, Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена), Amazon, Microsoft, Netflix обязаны выполнять ряд требований и запретов.