Герой рассказа «Ничего лишнего» – человек, потерявший память

GraziaКультура

Ничего лишнего

Герой рассказа «Ничего лишнего» – человек, потерявший память, – за свою жизнь не единожды сталкивался с разрушительной силой разных стихий. Их отпечатки на свою судьбу он пытается восстановить с помощью личных дневников. Однако по прочтении этих записей обретает не воспоминания, а кое-что поважнее.

Из омута послеинсультной амнезии семья Петра Ивановича Филатова тащила его разными способами: звали лучших врачей, показывали старые фотоальбомы, вели разговоры. И даже приглашали какую-то модную дорогую знахарку («Колдунья безмозглая!» – как потом крикнул ей вслед острый на язык зять). Все – без толку. Дед, как его ласково звали дома, оставался адекватным, однако пространство его памяти оставалось вязким, темным, илистым: он не мог озвучить своего возраста, с удивлением смотрел на внучку, тыкающую пальцем в некий плоский прямоугольник, не узнавал родных. При этом какие-то кусочки его сознание все-таки сберегло, руководствуясь удивительной логикой. Так, например, персонаж наш не позабыл ни одного иностранного языка (и английский, и немецкий были в полном порядке), мог без труда назвать имена первых учителей и бодро пересказывал содержание наполнявших большую библиотеку книг. А вот с кино почему-то был провал. Настолько, что даже «Иронию судьбы» (фильм, со знанием сюжета которого, кажется, рождается всякий русский человек) он наблюдал с интересом, шикая на проходящих у телевизора.

Однажды внучка Нина, собиравшаяся поступать в театральный, предложила родителям: «Слушайте, а если попробовать почитать Деду вслух те дневники… Ну, которые он так хотел, чтоб мы издали. Помните? Вдруг поможет. И мне польза перед экзаменом».

Отчаявшаяся вернуть к разуму отца, мама Нины согласилась, правда без особого энтузиазма. С разрешения автора Нине вверили семь пухлых тетрадей, которые некогда, по задумке нашего героя, да простим ему нескромность и тщеславие, должны были стать «талантливыми мемуарами». Так, в возрасте 88 лет Петр Иванович Филатов начал знакомство с самим собой.

«У меня нет того, что принято называть «первым воспоминанием». Зато я точно знаю, что именно впервые произнес вслух. Сантиментов вроде «мама» или «папа» не будет: то было слово… «сахар». Видимо, страсть к сладкому зашита в меня на уровне генетическом: потому, как и дожив до солидных седин, я не провел и дня, чтобы не уничтожить плитку шоколада. По старой детской привычке я ем ее маленькими кусочками. Так вкуснее и дольше: этой хитрости меня научила нищета…»

«А отчего мы, кстати, чай пьем пустой? Неужто даже карамелек нет? Может, поищешь? Еще плед бы заодно, плед. Зябко! И можешь погромче чуточку читать, будь любезна?» – Петр Иванович в привычной манере, очевидно укоренившейся в нем со времен службы, раздал серию указаний: мягких, но твердых. Так вот умел: магия, не иначе. Нина, оставив подростковую спесь и привычку не лезть за словом в карман, повиновалась молча: и печенья принесла, и одеяло, а настроив голос, продолжила: «Да, детство мое было бедным: ели плохо, одевались и того хуже. Когда красная полоска градусника за окном опускалась ниже цифры 20, наступала беда: бабушка доставала с антресолей толстую неподъемную шубу. И ладно бы просто неподъемную, так еще и девчачью (видимо, досталась от каких-то родственников, такими вещами у нас не разбрасывались). Поеденный молью, растерявший остатки былого величия, этот меховой огрызок породил немало шуток во дворе (шутки те заставляли меня горько плакать).

Двор. Слово это, конечно, вмещает много больше, чем прилегающий к дому прямоугольный периметр с лавочками, беседками, качелями. Оно про взросление (первый раз «выпустили», первый раз при всех накричали, первые салочки, первый разбитый нос, первое «нет, сегодня не выйду»). Про первую дружбу и первое маленькое предательство. Про нелегальное познание мира – а детская география обычно ведь ширится только так, с нарушением заветного маминого «за пределы двора ни ногой». Но как не вый ти, мамочка? Там ведь и люди новые, интересные, и памятник с кудрявым дядькой. Стоит в плаще, руку сунул за борт жилетки (я тоже так делаю, когда холодно)».

«Семья моя состояла из троих человек: меня…»

Нина внезапно остановилась, почертыхалась тихонько, поднеся страницы поближе к глазам: очевидно, воевала с неразборчивым почерком (оно и ясно: глаз молодого поколения мало знаком с написанным от руки, на бумаге): «…Бабани, то есть бабушки Ани и мамы. От отца (его я совсем не помню), прошедшего войну, а умершего совсем не героически, нелепо: напившись и захлебнувшись в ванной, нам осталось наше главное богатство – туго наполненная всяким хламом крохотная квартирка в самом, пожалуй, невероятном доме Москвы – доме Нирнзее. В здании, которое журналисты, охотники до красного словца, назовут «тучерезом», я провел больше 60 лет, и могу вас уверить: место это намоленное. С самого момента основания оно словно магнитом тянуло интеллектуалов всех жанров и мастей: писателей, инженеров, архитекторов. Нынче тоже: что ни дверь, то единица креативного класса. Слышал пару лет назад, как молодежь, хихикая, обсуждала в лифте некую даму с четвертого этажа, якобы представительницу древнейшей профессии. Ну, если вдуматься, в каком-то смысле тоже работа, не лишенная творчества».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Братья Братья

Как живут монахи Свято-Данилова монастыря

Seasons of life
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Новая роль университетов Новая роль университетов

Российские университеты становятся площадками для предпринимательства

Ведомости
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Мама, уже уезжаете? Мама, уже уезжаете?

Ты уже третий день прячешься на кухне от свекрови? Пора вернуть себе дом!

Лиза
Удвоенная польза Удвоенная польза

Как применяются цифровые двойники в банковской сфере

Ведомости
Кофе, яблоки, алыча Кофе, яблоки, алыча

Дина Рубина — мастерица передавать в тексте вкусы, текстуры и запахи

Seasons of life
Страсти по зеленому с рыжим Страсти по зеленому с рыжим

Как зеленые машины из немодных стали желанными

Men Today
Москва слезам не верит Москва слезам не верит

Актриса Марина Александрова — о сериалах, театре и work-life балансе

Moodboard
Игра в классику Игра в классику

Стася Толстая — о причастности к фамилии и самом «семейном счастье»

OK!
Дальний Восток: территория противоречий Дальний Восток: территория противоречий

Дальний Восток: почему инвестиции не спасают от оттока людей и транзитной роли

Монокль
Жизнь по референсам Жизнь по референсам

Что такое «пинтерест-синдром» и как не утонуть в одинаковой эстетике

Grazia
Кроме шуток Кроме шуток

Олеся Иванченко про синдром отличницы и свидания с нефтяниками

VOICE
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
От нефтеотдачи к суверенитету От нефтеотдачи к суверенитету

Как в нефтегазовой отрасли сформировать независимую производственную систему

Ведомости
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Спящий режим и гибернация – в чем разница? Спящий режим и гибернация – в чем разница?

Чем сон ПК отличается от гибернации? Разбираем два режима экономии энергии

CHIP
Мадина Байболова Мадина Байболова

Казахстанский стендап-комик из Павлодара, генеральный продюсер Stand Up Astana

Правила жизни
Открыть в приложении