История самого кинематографичного во Франции побега из тюрьмы

GQИстория

Сам себе режиссер

Редуан Фаид с детства любил фильмы про бандитов — пересматривал их десятки раз и запоминал до мельчайших подробностей. Именно этот вымышленный мир помог ему совершить самый кинематографичный в истории Франции побег из самой что ни на есть реальной тюрьмы.

Текст: Adam Leith Gollner. Иллюстрации: Nicole Rifkin

Криминальный авторитет Редуан Фаид обожал кино настолько, что черпал вдохновение для своих преступлений исключительно из фильмов. Среди его любимых картин — «На гребне волны», «Схватка», «Бешеные псы». Кинематограф не подвел Фаида даже после того, как он угодил в колонию строгого режима.

Это был июль 2018‑го, самое обыкновенное воскресное утро в тюрьме Рео в сорока километрах от Парижа. Сквозь решетки на окнах виднелось бескрайнее ясное небо, внутри камеры стояла мертвая тишина. И только Редуан Фаид знал, что произойдет дальше, — сценарий к этому фильму созревал в его голове несколько месяцев.

Его одиночная камера для особо опасных преступников находилась в той части тюрьмы, где заключенные ежеминутно попадают в поле зрения охраны. Редкие французские преступники пользовались таким вниманием, как 46‑летний Фаид (сегодня ему 49. — Прим. GQ). Отъявленного вора, организатора банковских ограблений и зачисток ювелирных магазинов, в 2013‑м его знала во Франции каждая собака: Фаид совершил громкий побег из тюрьмы Лилль-Секеден, в ходе которого взял в заложники четырех охранников и умудрился взорвать выход из здания взявшимся из ниоткуда динамитом. Редуан снова попал за решетку спустя шесть недель, и поскольку его побег ставил под сомнение всю работу уголовно-исполнительной системы Франции, на сей раз беглеца отправили в камеру, где внимание к нему было приковано как к рок-звезде.

Но вернемся к воскресному утру. К камере Редуана подошли двое охранников, чтобы сопроводить заключенного на свидание с братом. Открыв дверь, офицеры приступили к обыску. Фаид смотрел в пустоту перед собой и улыбался. На нем были спортивные брюки, оранжевая футболка Boss, а через плечо перекинут темный пиджак. В кармане брюк надзиратели что-то нащупали. Самодельное оружие? Нет, всего лишь упаковка леденцов. Редуан — известный сладкоежка, повсюду раскидывает фантики от мятных конфет Hollywood. Больше ничего примечательного при досмотре обнаружено не было. «Когда его вели к телефону, блокировалось все крыло здания, — позже рассказывал один из работников тюрьмы каналу France TV. — Редуан — единственный заключенный во Франции, из-за которого блокировали даже отсеки с персоналом. Он перемещался по изолятору под конвоем, словно звезда. Он сам сделал себя звездой. За ним следил каждый».

Редуан Фаид всегда мечтал о жизни как у героев голливудских блокбастеров. Будучи сыном иммигрантов из Алжира, он рос в окружении мелких воришек в пригороде Парижа, но грезил об авантюрах сродни тем, в которые впутывались герои Квентина Тарантино, Кэтрин Бигелоу и Майкла Манна. Правда, сам Фаид называл это несколько иначе. Ему больше нравилось слово «подвиги». И даже теперь, пребывая пятый год в одиночной камере в Рео, он не прекращал фантазировать и придумывать сценарий к фильму о собственном будущем.

Редуан Фаид — автор самых кинематографичных ограблений в истории Франции

Для этой публикации Фаид согласился на интервью, и мои вопросы были переданы ему по почте одним из родственников. Также Редуан поделился со мной неопубликованной автобиографической повестью о побегах из тюрем, называется она «Спираль». В этом тексте по пунктам описывается, как ментально подготовиться к побегу. «В камере гробовая тишина, — пишет Фаид. — Я ничего не слышу. Если мне удастся вырваться отсюда под утро, то только затем, чтобы скрыться от этой тишины. В последние месяцы я много работал со своим сознанием. Оно должно оставаться ясным и четким, чтобы не подвести меня в нужный момент».

Как позднее рассказывал мне представитель профсоюза тюремных надзирателей Режис Грава, «несмотря на внимание к своей персоне со стороны охранников, Фаид, похоже, искал слабые места и возможности для бегства с того самого момента, как попал в Рео». Согласно досье, составленному в колонии, «на первый взгляд Редуан кажется вежливым и смешливым заключенным, любящим потрещать с надзирателями; но кроме этого, Фаид исключительно наблюдателен и производит впечатление человека, пребывающего в постоянном поиске малейших недостатков пенитенциарной системы».

За несколько месяцев до описываемых здесь событий руководство тюрьмы в Рео заметило над исправительным учреждением дроны. Их появление связали с Фаидом, решив, что его сообщники ищут способ вытащить товарища на свободу. В июне 2018‑го директор тюрьмы потребовал у властей перевода беглеца в другое учреждение, и транзит был назначен на сентябрь. Проволочка приводила директора тюрьмы в ярость, он называл это решение «чрезвычайно опасным как для нашего учреждения в целом, так и для жизни персонала в частности». Фаид словно чувствовал это негодование: он и сам не собирался оставаться в Рео до сентября. По предварительным прогнозам, оказаться на свободе преступник планировал уже к 1 июля.

Территория тюрьмы Рео, откуда в июле 2018 года Фаид сбежал, несмотря на то что охрана буквально не спускала с него глаз

«Это похоже на мизансцену, — отвечал на мои вопросы Фаид. — Тщательно продуманную, эффективную, точную. Если хотите бежать, предварительно следует заморозить время». Как добиться такого эффекта? «Следует заранее предугадать и просчитать все возможные варианты развития событий. Углубиться во все, даже самые маловероятные риски. Если изолировать все источники возникновения проблем, то и проблем не будет. И другой дороги, кроме как на свободу, у вас нет».

Когда надзиратели выводили Фаида из камеры, сердце преступника бешено колотилось. «Страх — это лишь ощущение, одно из тысячи других», — напоминал он себе. В этот момент часы показывали 11 утра. К тюрьме Рео по небу стремительно приближалась черная точка. Вскоре арестанты, вышедшие во двор на прогулку, увидели вертолет. Через считаные секунды он приземлился на траву, лопасти оглушительно резали воздух. Заключенные от удивления пораскрывали рты. Что на самом деле происходит — знал лишь один человек в Рео.

К голове пилота Стефана Бюи, управлявшего вертолетом, были приставлены два кольта. Позднее Бюи объяснял, что под утро ему позвонили неизвестные мужчины: хотели организовать туристический полет в пригород Парижа. Но на взлетной площадке что-то пошло не так. Вместо аудиогида мужчины достали черные горнолыжные маски, а затем каждый приставил к голове Бюи свой пистолет. «Не будь кретином, — сказал пилоту один из угонщиков. — Будешь все делать правильно, и твоя семья не пострадает». Затем неизвестный назвал домашний адрес Бюи, перечислил, кто прямо сейчас находится в квартире, и предупредил: лишнее движение — и головорез, что дежурит у дома, свернет шеи всей семейке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Помоги мне Помоги мне

Фильм «Доктор Лиза» основан на дневниках Елизаветы Глинки

GQ
«Би-би-си» узнала, зачем чиновникам нужно столько жёлтых телефонов — это маркер статуса «большого человека» «Би-би-си» узнала, зачем чиновникам нужно столько жёлтых телефонов — это маркер статуса «большого человека»

Зачем чиновникам нужны стационарные телефоны

TJ
Златан Ибрагимович Златан Ибрагимович

Правила жизни футболиста Златана Ибрагимовича

Esquire
Ключевые решения: как сын владельца «Ташира» возглавил направление жилой недвижимости и что из этого вышло Ключевые решения: как сын владельца «Ташира» возглавил направление жилой недвижимости и что из этого вышло

Что Карен Карапетян сделал для «Ташира»?

Forbes
Политические заключенные Политические заключенные

Большая политика — это игра с большими ставками: на кону деньги, карьера, жизнь

GQ
Вишневый понзу, сугудай, вертолеты: что сулит вам гастротур в Норильск Вишневый понзу, сугудай, вертолеты: что сулит вам гастротур в Норильск

Гастротур в Норильск: диковинный сугудай, знаменитая нельма и ледяные просторы

Esquire
Последний сезон Последний сезон

Андрей Подшибякин — о том, почему кино превратилось в бесконечный сиквел

GQ
Считай по головам Считай по головам

Как математические модели помогают экологам прогнозировать будущее видов

N+1
Гарри ясно Гарри ясно

Дэниел Рэдклифф давно отошел от амплуа волшебника из Хогвартса

Esquire
Какими были тесты на отцовство до изобретения ДНК-тестов Какими были тесты на отцовство до изобретения ДНК-тестов

Как ученые определяли настоящего биологического отца ребенка до ДНК-тестов

Популярная механика
Война за воспитание Война за воспитание

Что делать, если в семье ругань из-за педагогических методов

Psychologies
Кровожадные евреи. О новой выставке Меламида и запретных темах в искусстве Кровожадные евреи. О новой выставке Меламида и запретных темах в искусстве

В искусстве существуют темы, которые поднимать стоит очень осторожно

СНОБ
Прерванная жизнь Прерванная жизнь

Первое интервью Вики Коротковой после ДТП со смертельным исходом

Tatler
Ископаемого «хозяина реки» назвали крупнейшим крокодилом Австралии Ископаемого «хозяина реки» назвали крупнейшим крокодилом Австралии

Первый гавиаловый крокодил из Австралии

N+1
Сестры Фэннинг. Такие разные. Такие похожие Сестры Фэннинг. Такие разные. Такие похожие

Дакота и Эль Фэннинг начали актерскую карьеру совсем маленькими

Караван историй
SMS уже не та: что ждет операторов сотовой связи в эпоху интернета SMS уже не та: что ждет операторов сотовой связи в эпоху интернета

А помните, SMS-ки слали... Сейчас все в интернетах

Популярная механика
Как на тихоокеанском острове победили желтых сумасшедших муравьев Как на тихоокеанском острове победили желтых сумасшедших муравьев

Инвазивный вид насекомых уничтожал птиц и других представителей фауны.

National Geographic
Квантовый вычислитель смог обнаружить фазовый переход сквозь шум Квантовый вычислитель смог обнаружить фазовый переход сквозь шум

Российские ученые нашли новый способ применения квантового симулятора

N+1
Каким получился новый альбом Shortparis Каким получился новый альбом Shortparis

Группа Shortparis выпустила четвертый альбом, получивший название «Яблонный сад»

РБК
«Государство должно перейти от монолога к диалогу с гражданами». Интервью с ректором РАНХиГС Владимиром Мау «Государство должно перейти от монолога к диалогу с гражданами». Интервью с ректором РАНХиГС Владимиром Мау

Почему «человекоцентричность» российского государства больше не работает

СНОБ
Харассмент на работе: что это такое и как с ним бороться Харассмент на работе: что это такое и как с ним бороться

Что делать тем, кто подвергся харассменту? Выясняем вместе с экспертами

Psychologies
Класс коррекции: как ухаживать за мужскими бровями? Класс коррекции: как ухаживать за мужскими бровями?

Какие услуги по уходу за мужскими бровями существуют на сегодняшний день?

Esquire
101 правило жизни: школьный учитель спасает мир от стресса 101 правило жизни: школьный учитель спасает мир от стресса

Простые и эффективные способы того, как дать стрессу отпор

Cosmopolitan
Ярослав Андреев Ярослав Андреев

Ярослав Андреев открыл первый TikTok House

Собака.ru
Основательница клиники эстетической медицины — о дистанции с пациентами Основательница клиники эстетической медицины — о дистанции с пациентами

Врач-косметолог о том, почему нельзя работать на скорость и о доверии пациентов

РБК
Трое, не считая собаки Трое, не считая собаки

У нас было два дня, один щенок и три яркие модели, знающие всё о путешествиях

Cosmopolitan
Сергей Полунин: «Разве цель искусства не создание новых ценностей и нового общества?» Сергей Полунин: «Разве цель искусства не создание новых ценностей и нового общества?»

Выдающийся танцовщик — о спектакле «Распутин» и о том, как устроен мир балета

Эксперт
«Жизнь сложнее таблички в Excel»: в чём суть движения FIRE и можно ли в России выйти на пенсию в 35 лет «Жизнь сложнее таблички в Excel»: в чём суть движения FIRE и можно ли в России выйти на пенсию в 35 лет

Как работает стратегия финансовой независимости и раннего выхода на пенсию

VC.RU
Как быть романтичным с девушкой: 29 милых идей на каждый день Как быть романтичным с девушкой: 29 милых идей на каждый день

Кто такой романтик и как им стать?

Playboy
«Мы разговариваем движениями»: хореограф Юрий Посохов о мировой премьере «Чайки» в Большом театре «Мы разговариваем движениями»: хореограф Юрий Посохов о мировой премьере «Чайки» в Большом театре

Хореограф — почему на сцене Большого нельзя повторить перформанс Павленского

Forbes
Открыть в приложении