Крупным планом
Фильм «Общага», получивший приз за лучший дебют на «Кинотавре», – первая режиссерская работа Романа Васьянова, успешного кинооператора с голливудским опытом. Для GRAZIA Роман попробовал себя в новом качестве – запечатлел актрису Ирину Старшенбаум, исполнительницу одной из главных ролей в картине и друга дома Chanel. Мы поговорили с Романом и Ириной о том, как им удалось на фоне стен общежития снять драму о правде, которая никому не нужна.
GRAZIA: Рома, когда вы познакомились с книгой Алексея Иванова «Общага-на-Крови»?
Роман Васьянов: Роман мне дал почитать Валерий Петрович Тодоровский в 2007 году. Эта история запала мне в душу. Я уходил от нее, возвращался и в какой-то момент понял, что, если она не выходит у меня из головы так долго, с ней нужно что-то делать.
GRAZIA: Ира, а вы читали роман до того, как получили предложение сниматься?
Ирина Старшенбаум: Конечно. У него была большая фан-база. Мне нравилось, что там есть свой мир общежития, а герои очень классно прописаны. У меня богатое воображение, поэтому, когда читала, четко себе их представляла.
GRAZIA: Рома, а вы представляли себе, кто из актеров сможет сыграть этих ребят?
Р.В.: Да, какой-то образ в голове сложился. Было дико интересно оживить этих персонажей. Когда Алексей Иванов приехал к нам на площадку, он сразу угадал, кто кого играет. После этого я понял, что мы попали.
GRAZIA: Ира, а роль Нелли вы на себя потенциально примеряли, когда читали книгу?
И.С.: Нет, ни в коем случае. Когда Рома мне предложил роль, я сказала «да», даже не читав сценарий. Мне нравятся сложные, яркие, неоднозначные характеры. Раньше я чаще играла романтических и понятных героинь, а в последнее время, наоборот, есть желание экспериментировать в плане образов.
GRAZIA: Роман, вы не думали эту историю перенести в наше время?
Р.В.: Нет, потому что половину фильма люди писали бы друг другу в WhatsApp. Мир настолько изменился – сегодня отсутствует драматургия действий, люди ругаются, разводятся и сходятся в мессенджерах. А это кино про разговоры, и 1984 год – правильное время для такой истории. Делать фильм о современности очень сложно, все мгновенно устаревает. А когда ты снимаешь про прошлое, у тебя есть возможность к этому подготовиться.
GRAZIA: Какая сцена для вас была самой трудной?
Р.В.: Я очень горжусь шестиминутной сценой, где герои в одной комнате выясняют, кто в чем виноват. Просто это помещение два на три метра, где пятеро человек разговаривают. Она смотрится на одном дыхании, невозможно оторваться. Мне удалось снять кино, которое держит зрителя, при этом оно снято невероятно скромно. Это лучший фильм из тех, что я сделал, – и он на сто процентов получился.
GRAZIA: Сложно ли быть режиссером?
Р.В.: Если сравнивать работу оператора и режиссера, то быть последним тяжелее эмоционально, поскольку ты отвечаешь за все, и за человеческие смыслы в том числе. А это труднее, чем просто свет, камера, композиция.
GRAZIA: Ира, Роман давал вам возможность импровизировать?
И.С.: Рома всегда очень серьезно готовится, он суперорганизованный человек, знает, чего хочет. Это настолько сложный актерски фильм, где по сути только стены и мы, и если бы линия персонажа распалась, история могла бы не сложиться.
Р.В.: Ты должен отталкиваться от артиста, потому что он проживает персонажа, но при этом обязан иметь генеральную линию, понимать, как это должно двигаться и развиваться, иначе все будут разбредаться по сторонам. Я старался действовать интуитивно.
GRAZIA: Вам было трудно работать в ограниченном пространстве?
Р.В.: Это самый сложный вид кино. Я понял, что если справлюсь сейчас, то справлюсь со всем.