Город-сказка, город-мечта
Наша жизнь проходит в декорациях окружающих нас зданий, автомобилей и интерьеров. Как изменятся они в ближайшие годы и как поменяются правила жизни в мегаполисах будущего? Ответы перед вами.
Сергей Труханов, глава бюро T+T Architects
Сегодня построить город с нуля гораздо проще, чем в прежние времена. Пока лучше квадратичной модели и сетки 20 × 20 метров ничего не придумали. Это, для примера, формат Нью-Йорка. Удобная структура, не запутаешься. При этом важно соблюсти баланс высотности, распределить функции и создать полицентричную модель, которая избавит от постоянной маятниковой миграции населения, когда люди из пригорода едут работать в центр и потом обратно.
И все же куда интереснее работать с уже сформировавшимися городами, переосмыслять их территории. К примеру, в Москве много промзон. Там сегодня появляются удивительные проекты. Будущее за эклектикой. И оно наступает уже сегодня. Архитектура — уже давно не консервативная отрасль. По количеству инноваций она даст фору многим исконно цифровым направлениям. У нас постоянно в работе Big Data и другие системы сбора и обработки данных. Это помогает создавать проекты, которые долгие годы будут оставаться не просто актуальными, но и комфортными для людей. Любые тренды находят свое отражение в проектировании — коворкинги, коливинги.
Мы начинали работать еще молодым бюро на растущем офисном рынке и прошли с ним все этапы от заказов на личные замки и ультрахайтековых решений, которые при этом были максимально некомфортными для работы. Сейчас все исходят из рациональных задач — экологичные офисы и «зеленые» технологии помогают привлекать сотрудников, положительно сказываются на их здоровье и самочувствии. А это, в свою очередь, напрямую влияет на продуктивность.
В этом году мы закончили работу над штаб-квартирой Сбербанка, которую делали совместно с швейцарским архитектурным бюро Evolution Design. Там было запланировано много необычных решений — например, переговорная, подвешенная на тросах в самом центре офиса на высоте нескольких метров. Мы должны были адаптировать эти решения и воплотить их в реальность, что, собственно, и сделали. Сейчас этот офис берет награды одну за другой.
Роман Чернин, руководитель геосервисов «Яндекс»
Города будущего неразрывно связаны с навигационными сервисами. Сейчас «Яндекс.Карты» помогают отвечать почти на треть вопросов, которые люди задают в поиске, потому что знают не только про форму, но и про содержание объектов в городе. Карты — это цифровая картина реального мира. Для городского бизнеса — от пекарни до салона красоты — они как поиск для интернет-магазина: если твоей организации там нет, то она не существует. В мобильных «Яндекс.Картах» с каждым годом растет количество запросов, не связанных с адресами. Люди ищут уже не конкретное место, а типологию, например, «ресторан итальянской кухни» или «музей современного искусства». Это намного удобнее, потому что карты знают о городе, в котором находится человек, все и в будущем смогут угадывать желания пользователя по истории его взаимодействия с городской средой. На детальных картах основана масса городских сервисов: от доставки еды до каршеринга и такси. Такую карту невозможно производить по старинке — исключительно руками картографа, в ее создании участвуют тысячи пользователей и продвинутые алгоритмы. Датчики на автобусах передают информацию о движении транспорта, столик в ресторане или кресло в салоне красоты можно забронировать одним кликом, а мультимедийная система в автомобиле бесшовно связывается с телефоном. Все это находит отражение в картах в виде удобных сервисов. Важный тренд — внедрение навигационных сервисов в новые форм-факторы. Например, очки с дополненной реальностью или лобовое стекло автомобиля, работающее как дисплей. По масштабам изменений привычек людей их появление будет сопоставимо с переходом на смартфоны. Я смотрю на здание кафе и вижу всю информацию о нем. Смотрю на дорогу и двигаюсь за виртуальными указателями по маршруту. Выхожу из метро, и стрелка с неба указывает направление движения. Таким образом, в недалеком будущем, где бы ни оказался человек, он везде будет чувствовать себя комфортно, как дома, потому что все, что ему нужно, будет на расстоянии одного клика.