Скримеры, edutainment и секс в бункере: как делают квесты в России
Первые квесты в России появились в 2013 году. Трое друзей поездили по миру и привезли в страну новый формат игр. Так в Москве открылась «Клаустрофобия» — теперь уже международная сеть интерактивных развлечений. Генеральный директор «Клаустрофобии» Владимир Жиганов рассказал «Снобу», как компания погружает человека в другую реальность, какими человеческими страхами управляет сценарист и почему людям вечно хочется разнести квест-комнату
Жанна Агузарова, подсказки и чувство страха
Успех квеста на 80% зависит от темы. Дети, семьи и любители фанфиков могут бесконечно играть во вселенную Гарри Поттера — такие квесты даже рекламировать не надо. А, например, квест про Жанну Агузарову (да, есть и такой) априори создан под очень узкую категорию посетителей. Мы восхищались им на этапе идеи, а потом танцевали с бубнами, пытаясь хоть как-то «отбить».
Остальные 20% — это жанр квеста и его наполнение. Есть классический escape-room (англ. «выбраться из комнаты»), есть экшен, есть квесты с актерами, онлайн-квесты… И каждый создан под свою аудиторию. Например, на хоррор-тематику пойдут те, кто хочет получить разрядку и пощекотать себе нервы, — там сценарист давит на глубинные человеческие страхи. Вы можете бояться темноты, пустых помещений, тени за шкафом или резких появлений из-за угла, и со всем этим встретитесь на квесте. Все продумано — гостям кажется, что это они «правят бал», но на деле мы заранее продумываем, кто и как будет себя вести. Организаторы квеста знают, куда вы пойдете, знают вашу реакцию и сами «ведут» вас по всему сценарию.
На хоррор-квесте, кстати, состояние тревожности должно возникать без помощи актеров. У нас многие не доигрывают «Парк заброшенных аттракционов» только из-за атмосферы, а кто-то и вовсе выходит из комнаты спустя пару минут. Вы хотите открыть шкаф, но боитесь, что вас тут же схватят за руку. А этого не происходит! Когда посетитель постоянно ожидает опасности, это значит, что «наша шалость удалась».
Каждый жанр уникален. В escape-room игрок становится главным героем истории, которому нужно выйти из комнаты, решив множество загадок. Причем от того, как он решит их (и решит ли вообще) меняется вся развязка. Здесь не бывает проигравших — альтернативная концовка порой круче «правильной» и логичной. Не обезвредили бомбу? Значит, увидите взрыв, который запомните лучше счастливого спасения. Мы даже перестали давать игрокам подсказки. Они смекнули, что любая концовка крутая, и теперь хотят получить свой уникальный опыт.