Откуда брались все эти горы, львы да серпы с молотами

MaximИстория

Истории самых знаменитых заставок киностудий

Откуда брались все эти горы, львы да серпы с молотами. Отвечает придворный искусствовед-зануда журнала MAXIM.

Олег «Апельсин» Бочаров

1067x600_0xac120003_20815183601601639169.jpg

«Мосфильм»

Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» кажется вечным логотипом студии «Мосфильм». Это не так.

Правда в том, что знаменитый памятник открылся для публики в 1937 году. Сама же студия свой первый фильм выпустила куда как раньше — в 1924 году, он назывался «На крыльях ввысь». Фирменной заставки у кинофабрики не было, как правило просто на экран выводились титры с надписью «Производство кино-студии „Мосфильм“».

1288x600_0xac120003_7353693511601630457.jpg
Классическая заставка «Мосфильма»

Идея сделать рабочего с колхозницей логотипом «Мосфильма» возникла далеко не сразу. После Великой Отечественной войны студия объявила конкурс на лучшую символику. Тогда и победил узнаваемый образ с монумента Мухиной.

Мухина лично изваяла уменьшенный макет статуи и передала его в «Мосфильм». Его-то и снимали с разных ракурсов, с декором и красивыми подсветками.

Первой лентой с новой (и теперь уже вечной) заставкой стала музыкальная комедия «Весна» 1947 года.

1000x727_0xac120003_15843566181601630848.jpg
Первые секунды кинофильма «Весна», Григорий Александров, 1947

«Ленфильм»

1000x563_0xac120003_9265571401601631660.jpg

История логотипа старейшей российской кинокомпании практически повторяет судьбу московской. С некоторыми нюансами.

О том, что «Ленфильм» нуждается в собственном логотипе-заставке, начали говорить с 50-х годов, когда их опередили конкуренты из столицы. Устраивали конкурсы, придумали одну временную эмблему, однако в целом проблема оставалась нерешенной.

После долгих дискуссий выбрали в качестве символа скульптуру «Медного всадника». Только вот скульптор — француз Этьен Фальконе — был к тому моменту мертв полторы сотни лет, если не больше. Так что вариант с авторской миниатюрой, как в деле «Мосфильма», отпадал.

Работу поручили оператору и создателю спецэффектов Эдгару Штырцкоберу. Он снял на пленку городской памятник в удачных по его мнению ракурсах, а далее в студии уже была проделана огромная ручная работа по наложению лучей, теней и рельефов.

Первое появление на экране — в картине «В городе С.» по Чехову, 1966.

Уже в наше время был сделан ремастер заставки — создатели спецэффектов произвели 3D-сканирование все того же памятника Петру Первому на Сенатской площади и пустили в дело.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении