Как японская рефлексия на атомные удары породила мировой поп-культурный феномен

Правила жизниКультура

Годзилла — король монстров

Или Как японская рефлексия на атомные удары породила мировой поп-культурный феномен

Текст: Ольга Корф. Иллюстрации: Надя Вятчина. Дизайн и верстка: Зарина Ярхамова

Август 1945-го. США сбросили «Малыша» и «Толстяка», атомные бомбы, на японские города Хиросиму и Нагасаки. По данным 2013 года, из-за катастрофы погибли порядка 450 тысяч человек, часть из которых умерли мгновенно от действия ударной волны и пожаров, остальные — из-за ожогов, радиоактивного заражения и других отложенных эффектов взрыва.

Тема атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки оставалась табуированной в Японии вплоть до 1952 года. После Второй мировой войны страна находилась под оккупацией США, которые контролировали местные СМИ и ввели закон о цензуре. Когда оккупация закончилась, в японском кинематографе появилось динозавроподобное чудовище — порождение тех страшных событий, которое питалось ядерным излучением и ступало по городам, разрушая дома и небоскребы.

Глава 1: Рождение японского монстра

1 марта 1954-го моряки рыболовного судна «Фукурю-мару № 5» оказались вблизи американских ядерных испытаний на атолле Бикини в Тихом океане и получили дозу радиации. Это привело к лучевой болезни экипажа и заражению рыбы, пойманной для продажи на рынках. Тогда в Японии усилилось антиядерное движение.

В том же 1954-м японские кинематографисты созрели для смелого, но немного туманного киновысказывания и выпустили черно-белый фильм «Годзилла» (режиссер Исиро Хонда), в котором монстр символизировал то ли ядерное оружие, то ли США как страну, его применившую.

«Годзилла» (1954)

Сюжет об огромном радиоактивном чудище пришел в голову продюсеру кинкомпании Toho Томоюки Танаке после того, как ему отказали в праве снимать док о пострадавшем экипаже того самого судна. Отсылка к этому событию есть в самом начале «Годзиллы», когда нечто до сих пор неизвестное уничтожает японский корабль.

Самого Годзиллу Танаке придумал несколькими годами ранее. В 1952 году в кинотеатрах Японии перевыпустили голливудский фильм «Кинг-Конг» (1933), который натолкнул продюсера на концепцию о гигантском монстре. Но придумал Годзиллу Танака в 1953-м, когда посмотрел фантастику «Чудовище с глубины 20 000 саженей» Эжена Лурье. Персонаж, созданный аниматором Рэем Харрихаузеном, — это возродившийся в результате ядерных испытаний в Арктике доисторический динозавр. Так по образу и подобию рэдозавра из «Чудовища» и из способностей гигантской обезьяны из «Конга» родился совершенно новый монстр, который совсем скоро напугает японских зрителей и полюбится всему миру.

«Годзилла» (1954)

По сюжету первой «Годзиллы» 50-метровый древний ящер пробудился из анабиоза и мутировал из-за американских испытаний водородной бомбы, а теперь нападает на Токио и несет угрозу всему миру. Гигантский монстр извергает «атомное дыхание», хорошо плавает под водой и передвигается по суше, неизменно оставляя после себя полную разруху. Самец питается ядерным излучением и издает характерный злобный рык. Его знаменитый двусложный рев создал композитор Акира Ифукубэ, когда протирал перчаткой, покрытой сосновой смолой, струну контрабаса, а затем замедлял получившийся звук.

Оригинальное имя монстра Годзира получилось путем сложения японских слов «горира» («горилла») и «кудзира» («кит»), так как на одном из этапов создания персонажа мутант описывался как «помесь гориллы и кита» из-за его размера, силы и водного происхождения. Американцы транслитерировали имя как «годзилла» по аналогии с «горилла», поскольку такой вариант показался им более благозвучным.

Художник по спецэффектам Акира Ватанабэ и строитель монстров Тейзо Тошимицу разработали Годзиллу под руководством режиссера спецэффектов Эйдзи Цубурая. Они решили отказаться от проекта китообразной гориллы и сделать монстра, внешне похожего на тираннозавра, игуанодона, стегозавра и аллигатора. Годзиллу наделили крепким антропоморфным туловищем в вертикальном положении с мускулистыми лапами. Вдоль спины ему нарисовали три ряда костяных пластин, которые сужались до одного на длинном хвосте. Пластины добавили только для того, чтобы сделать нового персонажа оригинальным и отличающимся от любого другого живого или вымершего существа. А кожа монстра выглядела очень толстой и покрытой чешуями, вдохновленными келоидными шрамами, как у людей, пострадавших в Хиросиме. Так Ватанабэ подчеркнул связь монстра с атомной бомбой.

Создателям фильма пришлось отказаться от покадровой анимации из-за ограниченного бюджета, так что Годзиллу по очереди играли сильные и выносливые актеры Харуо Накадзима и Кацуми Тэдзука в костюме весом до 90 килограммов. А для крупных планов Тошимицу создал механическую марионетку с ручным управлением меньшего размера, которая выпускала из пасти пар.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура

Карьерный ментор Анна Знаменская рассказала об азиатской офисной специфике

Правила жизни
Изменить привычкам Изменить привычкам

Стрессовое время вполне подходит для того, чтобы заняться улучшением жизни

Psychologies
Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков

Чем опасен непрерывный мониторинг здоровья и продуктивности?

Forbes
Конец русского Рокамболя Конец русского Рокамболя

До сих пор нет ни одной научной биографии этого человека

Дилетант
Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике

Безопасно ли есть из железных банок, которые были оставлены открытыми?

ТехИнсайдер
Только синь сосет глаза Только синь сосет глаза

Что мы знаем и чего не знаем о влиянии синего света на людей

N+1
Воплощение элегантности Воплощение элегантности

Изысканная мебель и удачное текстильное оформление в современной квартире

Идеи Вашего Дома
Как взаимосвязаны ваша старость и взрыв сверхновой? Объясняет биофизик Как взаимосвязаны ваша старость и взрыв сверхновой? Объясняет биофизик

Продление жизни на 10-20 лет — не предел для современных медицинских технологий

Вокруг света
Потерявшие реальность: как женщины осваивались на чужбине Потерявшие реальность: как женщины осваивались на чужбине

Отрывки из дневников женщин, которые надолго уезжали за границу

Forbes
«Корпорация самозванцев» «Корпорация самозванцев»

Теневая экономика и коррупция в сталинском СССР — отрывок из книги

N+1
Гены древних людей Гены древних людей

Биолог Сванте Паабо создал отдельную научную дисциплину — палеогеномику

Наука и жизнь
«Ну как вы там, потомки?» Полет Гагарина в космос как главный позитивный нарратив Советского Союза «Ну как вы там, потомки?» Полет Гагарина в космос как главный позитивный нарратив Советского Союза

О Юрии Гагарине и его месте в культурной памяти.

СНОБ
«Охотники за искусством»: как любители собирали живопись «Охотники за искусством»: как любители собирали живопись

Анастасия Винокурова рассказала о феномене коллекционирования в СССР

Культура.РФ
РБК+. Территория бизнеса РБК+. Территория бизнеса

Российское предпринимательство: кризис-закалка и окна роста

РБК
«Беги»: роман о домашнем насилии и освобождении от него «Беги»: роман о домашнем насилии и освобождении от него

Отрывок из романа о домашнем насилии «Беги» Лидии Давыдовой

Forbes
Невнимательность или упрямство: почему подростки не соблюдают правила гигиены? Невнимательность или упрямство: почему подростки не соблюдают правила гигиены?

Что делать, если ваш ребенок превратился в неопрятного тинейджера?

Psychologies
Юрий Грымов: Юрий Грымов:

Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может

Коллекция. Караван историй
Что поможет стать богаче? Что поможет стать богаче?

Заняться собой и начать новую жизнь? Этот путь прошли две наши героини

Psychologies
Cанкт-Петербург. Новые места, которые ты точно не видела Cанкт-Петербург. Новые места, которые ты точно не видела

Сам по себе Санкт-Петербург – огромный музей под открытым небом

Лиза
Почему в России такой дешевый интернет? Простой ответ Почему в России такой дешевый интернет? Простой ответ

Интернет в России один из самых дешевых и быстрых — как это возможно?

ТехИнсайдер
Как сделать день лучше: 3 техники от КПТ-терапевта Как сделать день лучше: 3 техники от КПТ-терапевта

Как облегчить себе сложные дни?

Psychologies
Пусть она готовит! Пусть она готовит!

Как выбрать хорошую мультиварку, чтобы не пришлось жалеть

Лиза
Покупаете кофе навынос? Ученые рассказали, почему это опасно для здоровья Покупаете кофе навынос? Ученые рассказали, почему это опасно для здоровья

Кофе навынос с утра пораньше дарит человеку не только заряд бодрости

Psychologies
Доставка жизни: 4 факта о донорстве костного мозга Доставка жизни: 4 факта о донорстве костного мозга

Что такое донорство костного мозга?

Вокруг света
«Что изменилось в вашей жизни, когда вы стали психологом?»: честные истории 16 экспертов Psychologies «Что изменилось в вашей жизни, когда вы стали психологом?»: честные истории 16 экспертов Psychologies

Что психология дает самим психологам?

Psychologies
Дитя ночи: история Евы Ионеско, которая снимает фильмы о сексуальной эксплуатации Дитя ночи: история Евы Ионеско, которая снимает фильмы о сексуальной эксплуатации

Ева Ионеско в 11 снялась для Playboy и дебютировала в фильме для взрослых

Forbes
Школа не учит свободе выбора: как в образовании работают гендерные стереотипы Школа не учит свободе выбора: как в образовании работают гендерные стереотипы

Почему учителя воспроизводят гендерные стереотипы?

Forbes
Украшение коллектива: чем опасны сексистские комплименты и как на них реагировать Украшение коллектива: чем опасны сексистские комплименты и как на них реагировать

Как комплимент превращается в проявление сексизма?

Forbes
Черная икра и еда корейских рабочих: из чего состоит сибирская кухня Черная икра и еда корейских рабочих: из чего состоит сибирская кухня

Какие щи прилипают к тарелке и почему черную икру нельзя запивать шампанским

СНОБ
«Истории нужен добрый сторонний взгляд» «Истории нужен добрый сторонний взгляд»

Алексей Федорченко о возвращении имен и своем взгляде на историю

Weekend
Открыть в приложении