«Главное — профессиональный уровень проекта»: как меняется роль женщины в архитектуре
Женщины до сих пор составляют меньшинство среди архитекторов. Дарья Белякова — основательница бюро Arch(e)type и соосновательница клуба A-House, посвященного дизайну и архитектуре, — рассуждает о том, как гендерные стереотипы мешают и заказчикам, и исполнителям, а внимание к разному опыту, напротив, помогает создавать нестандартные проекты.
Разговор о женщинах в любой профессии легко свести к заигрыванию с фемповесткой. И мир архитектуры не исключение, но хочется взглянуть на это явление чуть глубже. Если зайти в любой специализированный вуз, например, Московский архитектурный институт, то значительная часть студентов там — девушки. При этом лидирующее позиции в архитектуре, как правило, занимают мужчины. Достаточно посмотреть на список лауреатов престижной Притцкеровской премии, которая вручается за достижения в области архитектуры с 1979 года. Среди них всего шесть женщин, первая из которых получила награду только в 2006 году. В исторической перспективе можно заметить, что последние 20 лет этот дисбаланс сглаживается, — отчасти в силу процессов, происходящих не только в самой архитектуре, но и в обществе в целом.
Разумеется, гендерный разрыв во многом был обусловлен социокультурными предпосылками. Традиционно общество устроено так, что оказывает на женщину большее давление в плане обязанностей по дому, обустройству быта и воспитанию детей. Все это влияет на то, в каких профессиональных сферах и каким образом женщина, в отличие от мужчины, способна реализовать свой потенциал. Но сегодня, когда часть домашних дел автоматизирована или заметно упрощена (в том числе и благодаря работе женщин-дизайнеров и архитекторов), появляется все больше возможностей для самореализации. К тому же, мужчины нередко берут на себя обязанности, до этого считавшиеся исключительно женскими.
С другой стороны, несмотря на положительное значение этих перемен, страх не справиться с новыми вызовами может приводить к выгоранию. В своей практике я не раз наблюдала, что, в отличие от мужчин, женщины выгорают чаще и быстрее.
Это при том, что архитектура — очень энергозатратная профессия и требует полной самоотдачи. Ей нужно жить с утра до ночи, постоянно думать про новые проекты, вынашивать их в голове — только тогда возможен значимый результат. Реализация проекта и победа в конкурсах достигается высокой ценой переработок и стресса, а значит — потерей огромного запаса внутренних ресурсов. Иногда приходится обсуждать сложные вопросы, и тут неожиданным фактором, ограничивающим участие женщин, становится этикет: мужчины друг с другом они могут поговорить довольно жестко, с женщинами подобное обращение не позволяется.