Как "11 друзей Оушена", только про супергероев: бесспойлерная рецензия на “Мстителей: Финал”
В ночь с 28 на 29 апреля в российский прокат выйдет 22-й фильм киновселенной Marvel. Судя по рекордным для страны предпродажам билетов, именно в эту ночь многие из вас его и посмотрят. Без спойлеров рассказываем, почему “Финал” — это только начало.
Что ж, третья фаза “Мстителей” почти завершилась. Некоторые из героев уходят навсегда, уступая место новым: в следующей фазе появятся и китайский мастер кунг-фу Шанг-Чи, и мусульманка Мисс Марвел. В 1930-е годы комиксы уже сыграли для Америки роль социального клея, объединившего с помощью историй в картинках неграмотных иммигрантских детей со всего мира. Сейчас как никогда важно сделать это снова. И если кино и способно на такой труд, то вряд ли с ним справится артхаус. А значит, вся надежда на “Мстителей”.
Именно поэтому прощание с классическим составом супергероев Marvel Cinematic Universe (далее — MCU) оказалось таким трогательным и тревожным. “Финал” — это настоящие старые песни о главном, где на поклон успевает выйти каждый из полюбившихся персонажей. Порой — в буквальном смысле: угадайте, кто появится с музыкальным номером, танцами и песней. И в то же время это расчистка плацдарма для новых войн. Защитники человечества оставляют зрителей наедине со всей сложностью нового мира. Самым впечатлительным станет страшно. Но единственный способ перестать бояться — повзрослеть. А ведь за время существования MCU можно было пойти в школу и окончить ее — даже с остановкой в четвертом классе.
Кроме своих отеческих напутствий — и головокружительного ощущения конца эпохи — “Финал” пленит еще и своей структурой. Все прежние фильмы про “Мстителей” были тяжеловесны и хаотичны. Увлеченные общим делом герои в них не всегда успевали выполнить собственные духовные квесты. Эпический размах мог утомить. Комедийные разрядки работали только в первые два часа. Кажется, режиссерами “Мстителей” становились именно братья Руссо, потому что никто, кроме них, не мог примирить внутри одной истории яркие авторские стили постановщиков сольных фильмов о супергероях. Руссо могли поддержать разговор и с остряками Тайкой Вайтити и Джеймсом Ганном, и с театралом Кеннетом Браной, и с любителем мамблкора Пейтоном Ридом, и с киноманом и ретроградом Шейном Блэком.