Как создавалась империя Alibaba
История учителя английского языка, сумевшего построить одну из самых успешный и прибыльных компаний в мире, достойна байопика голивудского размаха. Вспоминаем, как Джек Ма создавал ретейл-гиганта Alibaba Group.
Уроженец провинциального городка Ханчжоу Джек Ма не имел ни связей, ни каких-то существенных накоплений. Зато им всегда двигала искренняя вера в то, что он делает, кроме того он имел свое, особенное видение того, как именно нужно действовать. Даже английский язык он учил не так, как его сограждане: набивался в гиды к приезжим туристам и предлагал бесплатные экскурсии в обмен на помощь с английским. В дальнейшем, уже преподавая язык студентам, он также стремился делать упор на практике, а не на теории. Спустя десятилетие таким же образом Ма действовал и в бизнесе: минимум планирования, активные действия — вот секрет успеха.
Осознав, что преподавание английского — это не совсем его призвание, он начал делать первые шаги в бизнесе. При этом в своей биографии Ма отмечал, что был самым невезучим человеком, если и на свете, то у себя на родине: ему единственному отказывали в работе везде, куда бы он ни пытался попасть. Так, в свое время он не смог устроиться даже в KFC.
Поразмыслив над тем, что у него хорошо получается, Ма решил, что может открыть свое бюро переводов, которое назвал Haibo, то есть «Надежда». Впрочем, первая надежда так и не оправдалась. Амбициозный молодой человек слишком опережал свое время и совершил это же faux pas и в дальнейшем. В Китае его услуги оказались просто невостребованными, а редким клиентам цены казались слишком высокими.
Вторым, более успешным начинанием Ма стал интернет-каталог China Pages, своеобразный аналог американскому справочнику «Желтые страницы». На его сайте размещались данные о различных китайских компаниях, а сам Джек Ма занимался разработкой сайтов, в том числе для китайского правительства. Предприниматель снова поторопился. Дело было в середине 1990-х, интернет в Китае был в зачаточном состоянии, а компьютерами владели единицы. Многие люди просто не понимали, что такое сайт, зачем он нужен, как им пользоваться и где он вообще расположен. Однако Ма удалось успешно продать компанию, после чего его приняли в Китайский международный центр электронной коммерции, где он занимался развитием правительственного сайта.