Сергей Пономарев о работе в зоне военных действий, амбициях и возможностях

РБКРепортаж

Фотожурналист Сергей Пономарев — о пустой Москве, сторителлинге и войне

17 июля Музей Москвы открывает выставку фотожурналиста Сергея Пономарева, посвященную пустой Москве. Мы обсудили с ее автором работу в зоне военных действий, коммуникацию с молодым поколением, амбиции и возможность отказываться от неинтересных заданий.

Анастасия Каменская

755949746091431.jpg
Сергей Пономарев © Александр Куликов

На полке Сергея Пономарева — награды самых желанных для фотожурналистов премий, включая Пулитцера и World Press Photo, а в архивах — десятки проектов о военных конфликтах и жизни беженцев. Его репортажи из больших городов и маленьких деревень складываются в сюжеты, где каждый кадр рассказывает свою историю. По миру он перемещается на высоких скоростях, успевая снимать для американского The New York Times, французского Le Figaro, немецкого Stern и других — не менее именитых — изданий. Впрочем, весной этого года перелеты сменились карантином. Его журналист проводил в Москве. Так появился авторский проект «Москва. Великая пустота», куда вошли снимки опустевшего города, по непривычно тихим улицам которого Сергей Пономарев исходил километры с камерой наперевес. Перед открытием персональной выставки в Музее Москвы мы поговорили о том, что нового он увидел в Москве, почему фотографии — это не фотки и как сделать самое главное — поймать момент.

— Вы 9 лет проработали в агентстве Associated Press, после чего решили стать фотографом-фрилансером. Свой новый проект — «Москва. Великая пустота» вы тоже готовили как независимый автор. После карантина все довольно много и активно обсуждают разницу между штатной работой и фрилансом, плюсы и минусы этих вариантов. Давайте обсудим, как это устроено в фотожурналистике?

— Быть фрилансером — это, что называется, быть бизнесменом полного цикла. Я имею в виду, что ты полностью занимаешься всем сам: придумываешь темы съемки, обзваниваешь клиентов, проводишь маркетинговые исследования и так далее. И в общем-то, «Великая пустота» тоже стала возможна благодаря тому, что я фрилансер, и могу думать проектами. То есть я не выполняю какую-то узкую задачу — пойти и снять что-то конкретное (этим занимаются фотографы, получающие зарплату), а выступаю как человек, который производит контент, сам придумывает идею, разрабатывает и, что важно, упаковывает ее. С новым проектом случилось так, что я вдруг понял, что это нужно сделать документально, запечатлеть пустую Москву, потом я придумал форму, как буду это делать — вот эти узкие панорамы, нашел техническое исполнение, нашел камеру, занялся поиском художественного исполнения. Мне нужно было не просто пустые улицы поснимать, а выбрать на них специальные точки, которые бы раскрывали тему. Дальше я стал размышлять: вот у меня вырисовываются очертания проекта, куда его можно направить, кого этим можно заинтересовать? Нужно ли это сделать прямо сейчас или, наоборот, подождать, дать времени пройти? Параллельно я обрастал командой, которая помогала с проектом, — забегу вперед, но мне посчастливилось работать с уникальным куратором фотовыставок — Линой Краснянской, невероятным продюсером съемок — Нигиной Бероевой и общим продюсером проектов, которому нет равных в России, — Сашей Астаховым. Вероятно, это стало возможно именно благодаря пандемии, и эти золотые люди оказались свободны для моего проекта. Обычно происходит так, что работаешь сам на себя. А вообще, честно говоря, я думаю, что фотографам гораздо легче на фрилансе, чем, например, писателям. Фотографии, допустим, можно потом еще использовать, а с текстом так не получится.

— А чего больше: проектов, которые вы инициируете сами и предлагаете изданиям, или, наоборот, входящих запросов от редакций и клиентов?

— Всегда по-разному, сложно сказать, поскольку год на год не похож. Бывали годы совершенно «сухие», как мы их называли, и тогда я придумывал проекты сам. Наша страна просто пестрит историями и очень богата разными идеями. У меня есть два стиля работы: один я называю «работать по заданию», то есть по заказам — условно, снять бетонный завод какой-нибудь для календаря «Интеко» или поехать снимать историю для The New York Times. Вот в прошлом году как раз помотался. Ездил в арктическую Канаду, летал в Ирак, на Камчатку, прямо по всему шарику. И второй стиль — «спекуляция». То есть это проектная работа, когда ты сначала снимаешь, упаковываешь все в проект, а потом уже предлагаешь кому-то как свое видение.

— После всех перелетов и переездов, к которым вы привыкли, не странно было вдруг на несколько месяцев оказаться в Москве и никуда не перемещаться?

— Очень хорошо, что я вернулся в Россию, потому что весь февраль провел в Америке, в Лос-Анджелесе, и прилетел буквально за пару дней до начала самоизоляции, до первых предкарантинных мероприятий. Мне кажется, что такие вещи нужно переживать поблизости с домом, с семьей. А еще мне повезло, что появилась идея проекта про город. Она развилась в течение где-то, наверное, недели. И я стал думать, как это снимать, начал искать какие-то творческие ходы и так далее. В общем, абсолютно не заметил, что так долго сижу в Москве. Меня ничто не напрягало, и самое главное, у меня было очень много работы все это время, то есть я жил примерно таким же образом, как и до того. Наверное, даже больше дел стало, потому что у меня продолжается работа с Америкой, так что вечерами или ранними утрами всегда были звонки. И я, грубо говоря, ходил целыми днями по городу, а потом приходил домой, садился и снова работал в Zoom.

755949756250630.jpg
Александр Куликов

— Какое было ощущение от пустой Москвы?

— Ну… мне нравилось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робот-лаборант поможет ученым выращивать нейроны Робот-лаборант поможет ученым выращивать нейроны

Робот, который позволит контролировать рост нейронов из стволовых клеток

Популярная механика
Александр Макогон. Счастливый билет Александр Макогон. Счастливый билет

Актер Александр Макогон: «Я не собирался участвовать в продолжении "Ищейки"»

Караван историй
Миллионы за стереотипы. Как София Вергара стала одной из самых высокооплачиваемых актрис мира Миллионы за стереотипы. Как София Вергара стала одной из самых высокооплачиваемых актрис мира

Мать-одиночка, предпринимательница и женщина, пережившая рак

Forbes
Скованные одной цепью: что объединяет приговоры Светлане Прокопьевой, Кириллу Серебренникову и Егору Жукову Скованные одной цепью: что объединяет приговоры Светлане Прокопьевой, Кириллу Серебренникову и Егору Жукову

Какое послание для граждан несет в себе приговор Светлане Прокопьевой

Forbes
La Vanguardia (Испания): полезно ли есть больше двух яиц в неделю? La Vanguardia (Испания): полезно ли есть больше двух яиц в неделю?

Сколько яиц можно есть и как рекомендуют их употреблять?

ИноСМИ
Кто стоит за Джессикой Рэббит: судьбы женщин, которые создали культовый образ Кто стоит за Джессикой Рэббит: судьбы женщин, которые создали культовый образ

Джессика — единственный вымышленный персонаж, появившийся на обложке Playboy

Cosmopolitan
5 способов перезагрузить свой мозг, чтобы он работал еще лучше 5 способов перезагрузить свой мозг, чтобы он работал еще лучше

Готов стать умнее?

Playboy
Беги, Форест, беги: 6 лучших марафонцев царства животных Беги, Форест, беги: 6 лучших марафонцев царства животных

Шестерка самых быстрых животных на земле

Популярная механика

Как знаменитые актеры отзывались о тех, кого им пришлось играть

Cosmopolitan
Химия и пол Химия и пол

Ксения Рождественская об «Опасном элементе» Марджан Сатрапи

Weekend
Жизнь на фоне Арарата Жизнь на фоне Арарата

Есть несколько неизменных вещей в Армении

Лиза
«Это как кошек пасти». Ведущий телепередачи «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман о работе с творческими людьми «Это как кошек пасти». Ведущий телепередачи «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман о работе с творческими людьми

Как работать с творческими людьми и почему нужно изучать то, что не нравится

Forbes
Юбки, украшения и собственный мерч: что носит Джейден Смит — сын Уилла Смита, музыкант и модник Юбки, украшения и собственный мерч: что носит Джейден Смит — сын Уилла Смита, музыкант и модник

Ключевые составляющие яркого стиля Джейдена Смита

Esquire
Виноваты звезды. Как астроном Сесилия Пейн-Гапошкина стала первой женщиной-профессором и главой кафедры в Гарварде Виноваты звезды. Как астроном Сесилия Пейн-Гапошкина стала первой женщиной-профессором и главой кафедры в Гарварде

Как ученая написала лучшую докторскую по астрономии современности

Forbes
Корреляция перемещений помогла оценить талант футболистов Корреляция перемещений помогла оценить талант футболистов

Они сравнили корреляции движений игроков во время матча

N+1
Сахарных сумчатых летяг разделили на три вида Сахарных сумчатых летяг разделили на три вида

Чем отличаются друг от друга эти маленькие зверьки из Австралии?

N+1
Первые люди мигрировали в Америку уже 30 тысяч лет назад Первые люди мигрировали в Америку уже 30 тысяч лет назад

Когда в Америке появились первые люди

N+1
Wok’n’Roll Wok’n’Roll

Почему в России набирает популярность паназиатская кухня?

Bones
Секс и наука: все главные факты об удовольствии Секс и наука: все главные факты об удовольствии

5 фактов о сексе, которые с научной точки зрения объясняют, почему он так хорош

Популярная механика
Парижский шик, кинообразы и идеальные джинсы: 5 вещей, за которые мода благодарна Шарлотте Генсбур Парижский шик, кинообразы и идеальные джинсы: 5 вещей, за которые мода благодарна Шарлотте Генсбур

Шарлотту Генсбур неспроста считают эталоном парижского стиля

Esquire
Сколько тебе нужно белка, чтобы нарастить мышечную массу? Ответы на главные вопросы о протеине Сколько тебе нужно белка, чтобы нарастить мышечную массу? Ответы на главные вопросы о протеине

Сколько именно протеина стоит съедать для заветного результата?

Playboy
Как сохранить самоуважение во времена больших перемен Как сохранить самоуважение во времена больших перемен

Как не скатиться к негативному самовосприятию во время жизненного кризиса?

Psychologies
Квантовый мир обошелся без эффекта бабочки Квантовый мир обошелся без эффекта бабочки

Эффект, который помогает различать классические хаотические и квантовые системы

N+1
Оптическая иллюзия: сколько кругов на изображении? Оптическая иллюзия: сколько кругов на изображении?

Эта иллюзия уже 14 лет вводит в ступор даже тех, кто много раз ее видел

Популярная механика
Кр-р-расота! Пять базовых правил съемки фотографий для меню Кр-р-расота! Пять базовых правил съемки фотографий для меню

Пять базовых правил создания правильного меню

Bones
Безумие как осознанная необходимость Безумие как осознанная необходимость

Анна Толстова о Наталье Тамручи и ее круге

Weekend
Переселение и прививки защитят кустарниковую сойку от лихорадки Западного Нила Переселение и прививки защитят кустарниковую сойку от лихорадки Западного Нила

Резервная популяция островной кустарниковой сойки снизит риск ее вымирания

N+1
В чем секрет сверхвыносливости верблюдов В чем секрет сверхвыносливости верблюдов

Что есть у верблюдов, чего не хватает людям и многим другим животным?

СНОБ
«Не образумлюсь... Виноват» «Не образумлюсь... Виноват»

Михаил Барышников к 80-летию Иосифа Бродского

Playboy
7 трюков в воспитании 7 трюков в воспитании

Эти простые способы помогут тебе стать идеальной мамой для своего ребенка

Лиза
Открыть в приложении