Мечты о «китайском Disney», буддийском покое и жизни без страданий: история китайского миллиардера Чэня Тяньцяо
Чэнь Тяньцяо создал крупнейшую компанию онлайн-игр в Китае, стал миллиардером в 30 лет, а затем ушёл в благотворительность, исчез из списков Forbes — и не жалеет об этом.
Детство и начало карьеры
Чэнь Тяньцяо родился и вырос в китайской провинции Чжэцзян, недалеко от Шанхая. Мать работала учителем английского языка, отец — инженером. Родители видели будущее сына на государственной службе: такую карьеру они считали самой достойной. Уже будучи миллиардером Чэнь говорил, что родители всегда поддерживали его, но гордились бы им гораздо больше, если бы он был чиновником.
Чэнь досрочно окончил Фуданьский университет, один из самых престижных и старейших в Китае, по специальности экономист. После учёбы он работал в компании государственного застройщика недвижимости Shanghai Lujiazui Group на руководящих должностях. Затем — в канцелярии президента Kinghing Trust & Investment.
В это же время Чэнь встретил свою свою будущую жену, Крисси Луо. Они поженились и решили уйти с государственных должностей и создать своё дело.
Онлайн-игры и первый миллиард
В конце 1990-х в Китае развивалось пиратство. Поддельные копии видеоигр можно было купить за 90 центов у уличного продавца. Большинство жителей Китая не имели домашних компьютеров, доступа к сети, онлайн-платежам, дебетовых или кредитных карт. Родители строго распоряжались свободным временем своих детей и не допускали их к компьютерным играм.
В то время предприниматели Китая часто создавали аналоги американских компаний, например Sina, Netease и Sohu копировали Yahoo. Чэнь решил разработать собственную модель, несмотря на все сложности.
Мы (основатели Shanda) никогда не были за рубежом и ничего не знали об американском рынке. Мы выросли в Китае и не были за его пределами. Нам было интересно заниматься играми, но идея копировать чужой бизнес нас не привлекала. Чэнь Тяньцяо, сооснователь Shanda, цитата по WSJ WSJ
Он говорил, что никогда не мечтал заниматься играми, но почувствовал момент: увидел, что рынок интернет-услуг в Китае начинает развиваться, особенно сектор онлайн-игр. Позже Чэнь сравнивал, что многие из тех, кто занялся подобным бизнесом в то же время, в итоге достигли аналогичного успеха.
В 1999 году, в возрасте 26 лет, Чэнь Тяньцяо вместе с женой Крисси Луо и младшим братом Чэнь Даньян арендовали небольшой офис и создали компанию в сфере онлайн-игр Shanda Interactive Entertainment. По данным Forbes, стартовый капитал составил $60 тысяч, но кто из партнёров вложил деньги, неизвестно.
Shanda начала с лицензирования игр. Первая из них — Legend of Mir II южнокорейской компании WeMade Soft. Лицензия стоила $300 тысяч, но уже через два месяца она окупилась и стала приносить прибыль.
Играть в Legend of Mir II можно было только в онлайне. Так, команда Чэна решила проблему с пиратством: распространение поддельных копий только увеличивало трафик онлайн-сети компании. Игрокам в любом случае приходилось платить за вход в онлайн-«вселенную».
Чэнь рассказал, что первые годы они специально создавали и бесплатно распространяли копии своих игр, чтобы привлечь пользователей на площадку Shanda.
Формат онлайн-игр также решал проблему чрезмерного родительского надзора. Теперь дети могли играть в интернет-кафе. Вскоре это стало популярным увлечением для китайских подростков.
Чэнь также ввёл в обиход карты предоплаты с фиксированным количеством игрового времени. Например, за 35 юаней пользователь получал 120 часов игры. Карты Shanda продавали в интернет-кафе, газетных лавках и магазинах по всему Шанхаю, а позже и в других городах.
Уже к концу 2002 года, спустя три года с момента создания компании, её выручка составила $42 млн, а чистая прибыль — $17 млн. В среднем в игры Shanda одновременно играло около 280 тысяч человек.
К 2004 году компания купила и разработала ещё 12 игр, в том числе The World of Legend. Количество одновременных игроков увеличилось до 1,2 млн.