Зеркала из неотражающих материалов: как это возможно
Мы привыкли к тому, что зеркало – это поверхность, отражающая свет. Оно может быть сделано из полированного металла или стекла, покрытого амальгамой, но сути это не меняет. А вот американский художник Даниэль Розин решил нарушить правила: в его портфолио – несколько десятков зеркал, сделанных из… светопоглощающих материалов.
Розин считает, что нет другого изобретения, которое имело бы более глубокое влияние на восприятие человеком окружающего мира, чем зеркало. Точнее говоря, не мира как такового, а самого себя в контексте окружающей среды. Зеркала дают нам возможность смотреть на себя так, как мы видим других. Но неужели зеркало ограничено отражающими возможностями материала, из которого оно изготовлено? Неужели нельзя сделать зеркало, например, из дерева или бумаги? Это техническая задача, которую Даниэль мастерски решил с помощью современных технологий, попутно умудрившись перевести сухую механику в разряд искусства. Искусства видеть свое отражение в абсолютно любом предмете.
Как стать экспонатом
Если говорить сухим искусствоведческим языком, то Данни Розин создает инсталляции, способные интерактивно реагировать на присутствие зрителя. При этом — подобно многим своим коллегам по «кинетическому цеху» — он подкладывает под свои работы определенную философию. Задача Розина — показать зрителю не объект, созданный руками художника, а самого зрителя в отражении объекта. Это работает примерно как комната кривых зеркал, где посетитель смеется не над какими-либо предметами, выставленными в помещении, а над самим собой.
Великий итальянский художник-концептуалист Пьеро Мандзони в апреле 1961 года представил широкой публике работу Base Magica («Волшебный постамент»). Зритель, придя на выставку, должен был встать на этот постамент, и при этом сам становился произведением искусства, «созданным» Мандзони. На той же выставке веселый итальянец расписывался на коже посетителей, превращая их в скульптуры, подписанные «автором».
Аналогичный принцип использует Данни Розин. Только если Мандзони был минималистом, основным продуктом деятельности которого были идеи, то Розин, помимо всего прочего, может похвастаться золотыми руками и потому конструирует достаточно сложные системы для превращения зрителя в непосредственного участника событий. Софт для своих механических зеркал он тоже пишет самостоятельно — на то Данни и программист по одной из своих специальностей.