В зоне особого внимания
Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России и разбирается с недовольными жителями
Миллиардер Сергей Гордеев помешивает травяной чай и откидывается на спинку кожаного дивана. В субботу его расписание не менее насыщенное, чем в будний день: утром Гордеев побывал на стройплощадке, где заканчивается строительство принадлежащего ему торгового центра «Саларис», потом серия деловых встреч. Беседует с журналистом Forbes он в кабинете с дорогой отделкой, однако на столе никаких бумаг — работает основной владелец группы компаний ПИК в другом месте, куда посторонние не допускаются.
В 2016 году ПИК поглотил «Мортон», одного из основных конкурентов. И теперь крупнейший застройщик в стране вводит 2 млн кв. м в год, выручка в 2018 году составила 246 млрд рублей, чистая прибыль выросла в семь раз, до 21,3 млрд рублей. «Гордеев опять строит монстра», — говорит девелопер, работающий на московском рынке с 1990-х годов. Он хорошо помнит первый бизнес Гордеева, компанию «Росбилдинг»: она скупала акции промышленных предприятий и переделывала их в бизнес-центры, а с миноритариями не церемонилась. И сейчас под руководством Гордеева ГК ПИК ведет бизнес жестко: противостояние между сотрудниками компании и недовольными той или иной стройкой подчас заканчивается вызовом полиции и автозаками. Но Гордеев настроен решительно. Оставшись единственным крупным акционером ПИКа, он строит индустриальную компанию, которая в гигантских объемах производит квадратные метры. И зарабатывает деньги для своего владельца.
Внутри социальных протестов
В ноябре 2018 года жильцы домов по улице Ивана Франко в Москве угодили в топ новостей «Яндекса». Они разбили палаточный лагерь и несли круглосуточное дежурство у себя во дворе. Протестанты выступали против вырубки сквера у них под окнами и строительства группой ПИК на этом месте, окруженном пятиэтажками, 26-этажного здания. Еще ПИК получил право на снос в Кунцеве 37 домов, хотя далеко не все жители «сталинок» были согласны переезжать в новые квартиры. Восемнадцатого ноября полиция разогнала лагерь и задержала восемь человек, в том числе председателя партии «Яблоко» Сергея Митрохина. Протесты продолжились, и на следующий день было задержано еще четверо.
Активисты пошли в соцсети. Иван Рожков из Кунцева создал в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) группу «Против ПИКа» (1500 участников) и запостил «Черный список деяний ПИКа», в нем перечислены 17 проектов, которые вызывали недовольство жителей соседних домов, экологов, градозащитников: строительство в Мякинине в зоне водозабора, строительство в Саларьеве и Некрасовке вблизи от мусорной свалки и т. д. Позже стало известно, что ПИК станет крупным подрядчиком Фонда реновации в Москве. Гордееву даже приписывали проект сноса и застройки территории киноцентра «Соловей» на Дружинниковской улице по соседству с центральным офисом компании. Гордеев признает, что интересовался проектом, но сделка не состоялась. В какой-то момент ПИК привлек к себе максимум протестной активности, складывалось впечатление, что компания воюет с целым городом. «С нами поступили, как с крепостными, — приводит слова одной из жительниц Кунцева районная газета. — Москва буквально продала нас ПИКу вместе с нашими домами, не спросив, хотим ли мы переезжать». Жители привлекли юристов и попытались оспорить постановление о проекте планировки территории их района, но Мосгорсуд и впоследствии Верховный суд встали на сторону мэрии и застройщика по формальным причинам: оспариваемый документ (проект планировки территории, ПТТ) сам по себе не задевает ничьих имущественных прав.
«Среди домов нашего квартала нет ни одной хрущевки, и ветхими они не являются, — горячится Иван Рожков. — Мы провели общие собрания собственников 20 домов, и все высказались против сноса». Жители называют действия девелопера в сквере на улице Ивана Франко захватом придомовой территории. Согласно Жилищному кодексу, земля около домов действительно принадлежит жителям, они получили право на нее в момент приватизации первой квартиры, говорит юрист Павел Кушаков, консультировавший жителей района. Однако проблема в том, что придомовая территория не поставлена на кадастровый учет. Межевание не было произведено вовремя, и в результате право собственности на землю оказалось у ПИКа.
Застройщик проводит собственные опросы жителей. «Прежде чем что-то делать, надо твердо убедиться, что жители за реконструкцию, — говорит Гордеев. — А если нет? Ну тогда не нужно делать проект». По словам представителя ПИКа Татьяны Гулиной-Сейранян, компания уже расселила 100 000 кв. м в других кварталах Кунцева: «Это огромное количество семей, их никто не отправляет в новые дома насильно. Когда люди видят готовый дом, 90% соглашаются переехать». Во дворе домов 18, 20 и 22 по улице Ивана Франко, где жители зимой строили снежную крепость, чтобы защититься от ПИКа, площадка огорожена, но строительные работы не ведутся. Жители Кунцева подали еще несколько исков.