Математический анализ
Как выпускник матмеха ЛГУ Александр Евневич построил торговый бизнес с выручкой 80 млрд рублей.
Компания «Орими Трэйд», которую питерский предприниматель Александр Евневич развивает с начала 1990-х, сейчас занимает 30% рынка чая и кофе в России. В 1997 году он открыл первый в России магазин DIY («Сделай сам») «Максидом», со временем ставший частью одной из самых успешных в стране сетей по продаже товаров для дома и ремонта. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2011–2020 годах «Орими Трэйд» и сеть «Максидом» Александру Евневичу выплатили $398 млн дивидендов.
До введения тотальных санкций западных стран против России весной 2022 года Александр Евневич был реальным претендентом на попадание в список Forbes, бизнес предпринимателя до начала «спецоперации» на Украине оценивался минимум в $800 млн.
От гидротехники к тушенке
Предприниматель Александр Евневич — человек не очень публичный. «С прессой никогда особо не общался, интервью давать не любил. Был сух, говорил мало. Все комментарии от него можно было получить только через его дочь Марию, которая несколько лет работала журналистом в газете «Деловой Петербург», — рассказывает бывшая коллега Марии Евневич по редакции. Для Forbes предприниматель сделал исключение и рассказал, как строил свою чайную империю и развивал торговую сеть.
Предпринимателем он решил стать летом 1994 года после встречи с бывшим соседом по общежитию Ленинградского государственного университета Дмитрием Варвариным. Евневич после окончания математико-механического факультета в 1981 году строил научную карьеру в НИИ гидротехники, а Варварин с начала 1990-х возглавлял российско-американский концерн «Орими», активно скупающий пакеты акций крупных предприятий. Среди приобретений концерна были петербургский «ПетроЛесПорт», Подпорожский лесокомбинат, Лужский комбикормовый завод, Приозерский и Лужский мебельные комбинаты. Создавал «Орими» и новые компании, так появились судоходная «Орими Шип», строительная «Орими Строй» и продовольственная «Орими Фудс». Варварин предложил Евневичу создать и возглавить блок оптово-розничной торговли.
«К тому времени моя карьера в институте достигла пика, и я стал затухать, стало скучно. Ну и сбоку, справа, слева люди уже зарабатывали какие-то большие деньги», — вспоминает Евневич. В октябре 1994 года было создано предприятие «Орими Трэйд», в котором он получил 60%, оставшееся Варварин распределил между собой и еще двумя партнерами — Сергеем Касьяненко и Иваном Тюшкевичем. «На мне были бухгалтерия, банки, налоговая, логистика, фабрики. Касьяненко занимался закупками, продажами, маркетингом и рекламой, — говорит Евневич. — У Дмитрия на это времени не хватало, поэтому мы взяли все на себя».
С самого начала «Орими Трэйд» сделала ставку на простые продукты: муку, сахар, тушенку, чай. Товары продавали оптом магазинам и многочисленным леспромхозам своего же концерна, которые выдавали ими зарплату.
Конкурировать приходилось не только с частными дистрибьюторами, но и с государством. «Допустим, привозим мы 3000 т риса из Индии, а одновременно с нами приходит 10 000 т риса в качестве гуманитарной помощи на пароходе. Они раздают даром, а мы пытаемся реализовать за деньги. В итоге вместо трех месяцев уходило полтора года. То же самое с сахаром», — вспоминает Александр Евневич.
Чайная церемония
Листовой чай был единственным из ассортимента «Орими Трэйд», который не попадал под «гуманитарную» категорию, поэтому его продажи быстро росли и со временем стали обеспечивать более 90% выручки компании. «В СССР 100% чая фасовали внутри страны, но с распадом Союза чаеразвесочная индустрия ослабла, уступив место дистрибьюторам, которые привозили сырье из Индии, Шри-Ланки, Китая», — рассказывает генеральный директор ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.