Процесс покупки искусства стал актом искусства

ForbesКультура

Обладать и принадлежать

Процесс покупки искусства стал актом искусства — более важным, чем процесс создания произведений и их восприятие.

Текст Александр Быковский, Яна Жиляева

Портреты участников сообщества Cryptopunks, активно инвестирующих в NFT-искусство, созданы искусственным интеллектом

В 2021 году бум NFT-искусства изменил парадигму арт-рынка и восприятия искусства в целом. Роль спускового механизма сыграла продажа за $69 млн в марте 2021 года на онлайн-торгах аукционного дома Christie’s NFT-работы, созданной художником под ником Beeple. Коллекционирование цифрового искусства стало главным трендом года, а героями года — его покупатели, обладатели NFT-аватарок, представляющие разные сообщества в соцсетях.

Например, аватарки Cryptopunks созданы генератором персонажей американской студии программного обеспечения Larva Labs. Всего существует 10 000 персонажей Cryptopunks: мужчин, женщин, пришельцев, обезьян и зомби, с 2017 года суммарный объем продаж работ Larva Labs составил свыше $650 млн. Есть сообщество BAYC (Bored Ape Yacht Club), скучающих обезьян — их около 1000 разновидностей. Еще есть StrangeClan, в сообществе 5000 участников. Взрыв интереса к NFT-искусству хронологически совпал с введением в Европе и Америке антиотмывочного законодательства, требующего, в частности, обязательной проверки происхождения денег покупателей и продавцов искусства.

С начала 2021-го производить NFT-искусство начали ведущие современные художники и музеи, такие как Галерея Уффици и Государственный Эрмитаж. В первую неделю сентября Эрмитаж продал на онлайн-аукционе на платформе криптобиржи Binance пять NFT по мотивам работ Леонардо да Винчи, Джорджоне, Клода Моне, Винсента Ван Гога и Василия Кандинского, всего на $444 000. Например, за «Куст сирени» Ван Гога бились Anonymous_ nab1, Big Eater, demon2304 и Sunny2good. Победил Anonymous, заплативший за его цифровую репродукцию, подписанную директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, $75 000.

Кто эти анонимы с NFT-аватарками, по каким критериям они ориентируются на рынке искусства, как связаны с предыдущим поколением коллекционеров, а главное, сколь всерьез они заинтересовались искусством и надолго ли — это вопросы, на которые ищут ответы аукционные дома, арт-дилеры и мировое музейное сообщество. Также нет ответа на вопрос, зачем блокчейн-компании Injective Protocol, купившей тиражную работу Бэнкси за $95 000 и токенизировавшей ее, понадобилось сжигать оригинал. Символично, что это был принт знаменитой работы под названием «Я не могу поверить, что вы, придурки, действительно покупаете это дерьмо» (I can’t believe you morons actually buy this shit).

По мнению Михаила Пиотровского, цифровизация в искусстве, возникновение NFT-произведений несет с собой принципиально новую оценку произведений искусства. До начала XX века главным критерием оценки работы считалось мастерство, школа, имя художника, важно было понимать, писал работу сам Рембрандт или это школа Рембрандта и сколько процентов руки мастера на полотне. С начала XX века главным критерием оценки стала идея произведения, концепт, такой как у «Черного квадрата» Малевича и у «Фонтана» Дюшана, где выраженная мысль важнее исполнения. «Блокчейн, новые технологии открыли третий этап, где уже не надо ни ремесла, ни действия. Самое главное — это обладание, — объяснил Михаил Пиотровский Forbes. — В чем смысл этих неразменных токенов? Блокчейн обеспечивает гарантию того, что владелец именно вы. Вам совершенно неважно, что репродукции этой картины окружают вас всюду и каждый может ее посмотреть. Но, видимо, важно само ощущение обладания, которое переходит в эстетическое качество. А за сколько это можно продать, не имеет большого значения».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Семь секретов стратегии Continuous Listening Семь секретов стратегии Continuous Listening

Как создать сильную команду, которая сама будет притягивать сильных сотрудников

Forbes
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Торговое оборудование Торговое оборудование

Как друзья из Ростова-на-Дону создали соцсеть для трейдеров стоимостью $3 млрд

Forbes
Как избежать ошибок на переговорах Как избежать ошибок на переговорах

Распространенные просчеты в оффлайн- и онлайн-переговорах и как их избежать

Inc.
От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта

Рейтинг российских звезд шоу-бизнеса и спорта до 40 лет

Forbes
Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных

Лучшие читалки для компьютера из бесплатных программ

CHIP
Что значит «цифра» Что значит «цифра»

Какими проблемами чреват тот словарь, который мы используем в Интернете

Forbes
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Вторая жизнь бетона Вторая жизнь бетона

Как можно строить дома из обломков других домов

Forbes
От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина

Вспоминаем главные роли Константина Райкина

Правила жизни
Фонды чемпионов Фонды чемпионов

Сколько платят боксерам, бойцам ММА и поп-ММА в России и за ее пределами

Forbes
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Дорогое наследство Дорогое наследство

Почему держать на своем счету американские бумаги — худшее из возможных решений

Forbes
Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины

Как мошенники маскируются под персонал СТО

РБК
Приключения Электроника Приключения Электроника

Фабрика «цифровых сотрудников» позволяет людям не чувствовать себя роботами

Forbes
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Грибной культ Грибной культ

История взаимоотношений трюфеля и человека

Forbes
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Ловушка Facebook Ловушка Facebook

Почему сооснователь WhatsApp Брайан Эктон ушел от Цукерберга

Forbes
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц

Чему учились «смолянки» и как жили в стенах института

Forbes
Устроиться в «Газпром» престижнее, чем в стартап Устроиться в «Газпром» престижнее, чем в стартап

Леонид Богуславский — об инновационном бизнесе в России

РБК
Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком

Микро- и нанопоастик переходит из пластикосодержащей упаковки в еду и напитки

N+1
Ткать узор дальше Ткать узор дальше

Почему последствия ссоры с Россией окажутся болезненными для Азербайджана?

Монокль
Как увидеть угрозы безопасности при работе с ИИ? Ловите чек-лист Как увидеть угрозы безопасности при работе с ИИ? Ловите чек-лист

Чем опасны ИИ-модели для бизнеса и почему традиционная ИБ не справляется

Inc.
Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание» Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание»

«Прежде чем идти к психологу, почитайте чью-нибудь автобиографию»

Ведомости
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Открыть в приложении