Прилежный ученик
Глава холдинга USM Алишера Усманова Иван Стрешинский стал первым в России менеджером-миллиардером.
Ноябрьские каникулы Иван Стрешинский провел с семьей в своем замке Château de Marienthal в пригороде Парижа. Он прилетел во Францию на шесть дней, но полноценного отдыха не получилось — пришлось на день отлучиться в Москву. Как всегда в таких случаях его спас личный самолет Global Express.
У гендиректора холдинга USM никогда не было своего бизнеса, он управлял чужими. Как ему удалось стать миллиардером? «Значительная часть успеха любого человека связана с везением. Мне очень повезло встретить на своем жизненном пути лучших учителей», — рассуждает Стрешинский. К учителям он причисляет и своего многолетнего работодателя Алишера Усманова. Еще в 2014 году он передал главному менеджеру 3% акций холдинга, а в 2021 году увеличил его пакет в USM до 5%. Долю Стрешинского в холдинге (с учетом прямого владения акциями USM Telecom) Forbes оценивает в $1,3 млрд — и это самый высокий результат среди всех российских менеджеров.
На взлет!
Стрешинскому повезло сразу — с родителями. Его мама и папа жили в Одессе, познакомились на пляже. После школы папа поехал учиться в Москву в МАИ, а мама — в Таллинское музыкальное училище. Папа получил распределение в Киев в «КБ Антонова», мама приехала к нему, преподавала фортепьяно в музыкальной школе. Родители жили небогато, но при этом уже во 2-м классе наняли сыну репетитора по английскому, хотя о поездках за границу тогда не было и речи. В старших классах родители перевели его в другую школу — туда нельзя было дойти пешком, но там был математический класс. Вел его автор учебников по геометрии Исаак Кушнир, народный учитель Украины. Благодаря его двойкам эту школу было сложно окончить с золотой медалью, зато после нее можно было очень легко поступить в любой вуз. Стрешинский пошел в МФТИ, но не в Долгопрудном, а в Жуковском — на факультет летательной техники и аэромеханики. Его отец занимался аэродинамикой и часто ездил в Жуковский в командировки. Он и посоветовал туда поступать. «Папа сказал, что с его точки зрения это лучшее. Я был послушным ребенком», — вспоминает миллиардер. О своем выборе он ни разу не пожалел — в Физтехе ему встретился еще один выдающийся учитель, его научный руководитель Павел Бабиков. Бабикова пригласили на работу в Италию в частную фирму, которая занималась вычислительной аэродинамикой, работала по контрактам с крупными западными компаниями, такими как Aerospecial и Boeing. И он взял с собой лучшего ученика. «Я был тогда несметно богат, у меня зарплата в 1991–1992 годах была $3000, тогда это было очень много», — вспоминает Стрешинский. Защищать диплом он прилетел в Москву с роскошными плакатами — картинки изменения давления на поверхностях были напечатаны в Италии на цветном принтере, которых в России тогда еще не было.
По признанию Стрешинского, интереса к бизнесу у него никогда не было: «Если бы не перестройка и ее последствия, я бы, наверное, до сих пор занимался наукой». Вернувшись из Италии, он устроился на работу в «Микродин» руководителем информационно-аналитического департамента. Компания «физтеха» Дмитрия Зеленина, будущего губернатора Тверской области, тогда не только торговала техникой, но и скупала акции приватизируемых предприятий. Одним из таких предприятий был завод «Пермские моторы», и Стрешинский стал одним из представителей компании в его совете директоров. Этот бизнес «Микродина» показался молодому специалисту бесперспективным, и через год он ушел. «Я им тогда написал большую аналитическую записку о том, что не стоит заниматься тем, что не приносит денег, советовал покупать нефтяные месторождения», — вспоминает Стрешинский. Но его не послушали. Тогда же на его пути появился учитель в лице бизнесмена Василия Анисимова — его компания Coalco занималась торговлей алюминием. К 1994 году родители Стрешинского уехали в Израиль, а старший брат Дмитрий жил в Париже. Он был знаком с Анисимовым и попросил его взять на работу своего брата Ивана. Анисимов очень хорошо помнит, как к нему пришел «молодой симпатичный парень из Физтеха, который все схватывал на лету». Парню было 25 лет, и поначалу он работал личным ассистентом бизнесмена: «Знаете, такая придворная собака — занимался всем, начиная от билетов на самолеты и ресторанов, заканчивая подсчетом чего угодно». Но очень скоро Анисимов понял, что парня можно использовать гораздо более эффективно, и сделал его сначала главным бухгалтером Coalco, а потом финансовым директором. В 1996 году Стрешинский по заданию Анисимова поехал в Швейцарию открывать там торговую компанию.
Всеми сделками M&A в Coalco занимался тоже Стрешинский, хотя ни финансового, ни юридического образования у него не было: «Навык учиться чему-то новому был сформирован у меня еще в школе Кушниром и в институте. Бухгалтерия, финансы и юриспруденция — все это казалось примитивным и элементарным». В конце концов Анисимов назначил его генеральным директором. Работая на миллиардера, Стрешинский застал время «алюминиевых войн» — Анисимов был акционером Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ) и часто брал главного финансиста с собой на переговоры. Страшно ли было Стрешинскому? «Если честно, нет. Опасными вещами занимался Анисимов и группа ребят, которые управляли заводами. Я ездил туда, но занимался финансами. Мы были неплохо защищены Анисимовым в тот момент», — вспоминает Стрешинский. «На КрАЗе за период нашей кампании никого не убили, не ранили, не избили, все живые, все работают. Как-то находили со всеми общий язык», — отмечает Анисимов.
Переходный период
Четырнадцатого сентября 2004 года вертолет с Анисимовым и Стрешинским на борту приземлился на площадке черноморской дачи грузинского миллиардера Бидзины Иванишвили недалеко от Батуми. В те времена основателя банка «Российский кредит» звали Борисом, он уже переселился в Грузию и распродавал свои российские активы, в том числе второй по величине в России Михайловский ГОК. Дату участники событий запомнили навсегда — это был день рождения брата Стрешинского, день рождения Дмитрия Медведева, и в этот же день на Дальнем Севере на рыбалке куском от лопасти вертолета был убит старший вице-президент и партнер «ЕвразХолдинга» Андрей Севенюк, которого Анисимов хорошо знал.