Короли лир
Итальянцы грозят выходом из зоны евро. Какие могут быть последствия для инвесторов
В марте 2018 года в Италии прошли парламентские выборы. Традиционные политические партии потерпели поражение. Наибольшее число голосов получили «Лига Севера» — движение евроскептиков и противников иммиграционной политики Евросоюза — и популистская партия «Пять звезд», которая обещает повысить расходы бюджета. После длительных переговоров политические лидеры «Лиги» (Маттео Сальвини) и «Пяти звезд» (Луиджи Ди Майо) договорились сформировать правительство, в котором сами заняли посты вице-премьеров, отдав высший руководящий пост премьер-министра нейтральной фигуре — профессору юриспруденции Джузеппе Конте.
Новое правительство приступило к реализации предвыборных обещаний: одобрило введение минимального гарантированного дохода и снижение пенсионного возраста. Эти меры были включены в проект бюджета на 2019 год, однако на этапе согласования бюджета с Евросоюзом начались проблемы. Предыдущее правительство согласовывало план постепенного сокращения бюджетного дефицита, в 2019 году он должен был составить 0,8%. Представленный проект бюджета Италии предполагает дефицит в размере 2,4%. Несогласование бюджета страны на общеевропейском уровне станет беспрецедентным событием, которое грозит Италии набором санкций и может привести к выходу страны из зоны евро.
Увеличение бюджетного дефицита до 2,4% действительно критическое, потому что уровень госдолга Италии — один из самых больших в мире. После 2008 года показатель долг/ВВП рос на 5% в год и в 2013-м достиг 129%. Европейский центральный банк для решения долговой проблемы опустил в 2014 году до нуля ключевую процентную ставку, запустил механизм выкупа на свой баланс государственных и корпоративных облигаций. От стран с высоким уровнем долга потребовали довести бюджет до бездефицитного уровня, с тем чтобы постепенно начать расплачиваться. Однако Италии, несмотря на принятые меры экономии, в том числе непопулярное повышение пенсионного возраста, так и не удалось уменьшить долг. Он лишь стабилизировался на уровне около 130% ВВП.