Статус: доступен
Выход в цифровое пространство открыт сегодня почти каждому жителю цивилизованного мира. Это даже не выход, а мгновенный и захватывающий марш-бросок навстречу друг другу. Социальные сети вовлекли нас в гигантскую паутину непрерывного общения. Что это значит для подлинной, осязаемой жизни?
Как только просыпаюсь, захожу в корпоративный мессенджер, – рассказывает 29-летний Олег, агент по недвижимости, – у нас там и рабочий чат, и личное общение: делимся новостями, обсуждаем события в мире, скидываем мемы. Когда еду в метро, «чекаю» Инсту, в обеденный перерыв слушаю музыку ВКонтакте, а в ФБ я подписан на все профильные группы по рынку недвижимости. В течение дня активно переписываюсь в Вотсапе и Телеге – виртуальное общение занимает не меньше 60% моего времени».
Похожий образ жизни ведет большинство из нас. В обнимку со смартфоном сегодня существует не только «диджитал-поколение», но и те, кто много старше. Мы давно уже не вздрагиваем, заслышав резкий возглас или смех одинокого прохожего, идущего навстречу. Мы понимаем: он не сам с собой разговаривает, а с женой, другом или родственником, живущим в другом городе. Мы привыкли встречать за столиками кафе компании молодых людей, которые общаются «на два фронта» – с соседом и с приятелем в мессенджере. Собственно, мы сами так часто делаем: передавая бутерброд сыну, шлем поздравления с днем рождения коллеге, а расставшись с подругой после спектакля, тут же обмениваемся в мессенджере сделанными фотографиями. Где заканчивается реальное общение и начинается виртуальное? И можно ли в принципе провести границу?
Точка, точка, запятая
«Разделить эти два вида коммуникации: онлайн и офлайн – становится все сложнее, они сливаются в единый процесс, – отмечает доктор психологических наук, социальный психолог Елена Белинская. – Это связано с двумя факторами: экономическим (остается все меньше рабочих мест, где можно обойтись без интернет-коммуникации) и техническим (благодаря мобильному интернету виртуальное общение дробится на мелкие отрезки). Тут мы на пять минут зашли в вотсап, там на секундочку зависли в любимой соцсети, потом провели совещание в зуме… Это время невозможно посчитать, оно вплетается в нашу жизнь, становится этой самой жизнью». Студент или родитель, который не имеет доступа к учебному (или родительскому) чату, рискует не только потерять контакт с согруппниками, но и пропустить важную информацию, не узнать задание, не увидеть расписание. Пандемия и локдаун сильно способствовали этому слиянию. Результаты исследований показывают мощный всплеск сетевой жизни: за прошлый год аудитория соцсетей только в нашей стране выросла на 4,8 млн (+ 5,1%) и насчитывает в общей сложности 99 млн пользователей, а общий уровень проникновения интернета в России составляет 85,0%1. Наше общение все больше перетекает в интернет. Как это сказывается на его качестве?
Прежде всего, оно ускоряется. И не только потому, что адресаты (подписчики) видят посты мгновенно и столь же молниеносно реагируют. «В соцсетях мы меньше используем слова и больше – визуальный ряд, – объясняет Елена Белинская. – В живом диалоге мы не обмениваемся фоточками и смайликами, они не нужны: мы видим друг друга и все, что вокруг. В узком экране смартфона мы лишены контекста, и тут на помощь приходят символы. Сначала это были аббревиатуры, капслок и скобочки с точками для обозначения радости, печали или отчаяния, а теперь у нас в распоряжении богатый выбор изображений на любой вкус».
Мы недоумеваем – и выбираем эмодзи с озадаченной рожицей; устали – и в ответ на просьбу поговорить шлем приятелю котика, который ложится на подушечку и делает «хырхыр». И ничего больше писать не нужно – наше самочувствие очевидно. Но точно ли этих символов достаточно?