Герой нашей бесконечности
Ксения Рождественская о новом фильме Роя Андерссона
Онлайн выходит фильм Роя Андерссона «О бесконечности», который получил «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на последнем Венецианском кинофестивале. О бесконечности 77-летний шведский режиссер рассказывает по-чеховски лаконично: в фильме 76 минут и 32 эпизода, которые являются своеобразным постскриптумом ко всему его творчеству, отмеченному призами главных фестивалей мира
Стиль шведского минималиста Роя Андерссона узнается безошибочно: статичная камера, тихие герои, иногда глядящие в камеру, угрюмый юмор, внезапные абсурдистские экскурсы в историю, абсолютное равноправие даже самых невзрачных персонажей, даже самых мелких событий. Вот священнику снится, что он Христос и его распинают. Вот официант наливает посетителю вино, оно льется на скатерть. Студент объясняет подруге: «Все в мире есть энергия, и ее нельзя уничтожить. Энергия бесконечна». Немолодая пара сидит на скамейке и смотрит на город, лежащий внизу. «Вот уже и сентябрь»,— через бесконечные полминуты говорит женщина. Кажущееся отсутствие сюжета заставляет пристальнее вглядываться в эти мелкие истории, в эту колоду послушных карт, в эту ленту божественной соцсети, в которой юзеры жалуются, хвастаются, прячут деньги в матрас, кого-то убивают, пытаются завоевать весь мир, ведут дочку в гости. Но, как ни вглядывайся, там все одно и то же: мозаика серого и синего, любви и обиды, гордыни и удивления. Маленькие люди, живущие свою неподвижную жизнь.
Рой Андерссон собрал десятки призов, от приза жюри в Канне за «Песни со второго этажа» (2000) до «Золотого льва» в Венеции за «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (2014). Во всех своих фильмах он пытается, по его собственным словам, «показать, что такое быть человеком и быть живым». Персонажей находит на улицах и в кафе, а потом в кино «реконструирует их в очищенном, более абстрактном виде». Актеров ищет там же. В его фильмах играют непрофессионалы,