Сушите весла
«Специальная военная операция на Украине» значительно повлияет на присутствие россиян на мировом рынке суперъяхт. Forbes Life объясняет, почему ограничения, касающиеся российских владельцев судов, изменят рынок суперъяхт во всем мире и помешают его развитию.
Компании не хотят сотрудничать с российскими владельцами яхт
В марте 2022 года западные страны ввели ряд санкций, которые стали ответом на «специальную военную операцию на Украине». Ограничения коснулись как российской экономики и представителей власти, так и некоторых бизнесменов и инвесторов персонально. Часть санкций подразумевала замораживание активов, в том числе яхт, и ограничение перемещений. Некоторые суда, принадлежащие российским гражданам, либо были задержаны, либо отправились в плавание в государства, которые считаются дружественными. Основными направлениями, где арест российских яхт маловероятен, стали Мальдивы, Объединенные Арабские Эмираты и Шри-Ланка.
Большинство судов владельцы выводили из европейских стран, где довольно быстро изъяли суперъяхты российских миллиардеров. Яхта Lady M Алексея Мордашова была задержана в порту города Империя в Италии, 40-метровая Lena, принадлежащая совладельцу компаний «Новатэк» и «Сибур» Геннадию Тимченко, — в Сан-Ремо.
По данным ресурса SuperyachtNews, 68-метровому экспедиционному судну M/Y Ragnar отказали в заправке в Норвегии. Яхта пришвартовалась в Нарвике рядом с грузовым судном ВМС США, связанным с учениями НАТО «Холодный ответ». По сообщениям, эта чартерная яхта принадлежит российскому бизнесмену Владимиру Стржалковскому, бывшему гендиректору «Норильского никеля». Однако Стржалковский заявил РБК, что не имеет отношения к яхте Ragnar: «Обращаю ваше внимание, что я никогда не был и не являюсь собственником этой яхты [Ragnar], не управляю ею и никакого отношения к ней не имею».
Экипаж из 16 иностранных граждан, работавших в Северном море, не был связан с владельцем яхты и ничего не знал о геополитических коллизиях. Анонимный источник сообщил SuperyachtNews, что экипаж столкнулся с враждебностью толпы, собравшейся вокруг яхты, которая «приняла команду за агентов КГБ». Однако нашлись местные жители, которые осознали сложность ситуации для тех, кто был на борту, и предложили им свою помощь. Порт Нарвика обеспечил яхту дополнительным ограждением и наблюдением после того, как были высказаны опасения по поводу безопасности.
Как сообщает The Guardian, капитан судна Роб Ланкастер оставил записку на столбе в порту Нарвика: «Яхта Ragnar не смогла покинуть Норвегию из-за дискриминации со стороны местных поставщиков топлива, которые отказываются заправлять яхту Ragnar. Мы столкнулись также с дискриминацией со стороны мэра Нарвика и норвежского правительства, которые согласны с тем, что заправлять российский рыболовный флот и позволять ему беспрепятственно работать в норвежских водах и портах, — это нормально, поскольку это составляет 20% экономики Северной Норвегии. Однако сейчас они с удовольствием дискриминируют нашу яхту ради пиара».
Источник, связанный с работой на яхтенном рынке, прокомментировал Forbes Life, что ситуация для русских клиентов стала крайне тяжелой: «Некоторые международные брокерские компании в одночасье отказываются от управления яхтами российских клиентов. К счастью, находятся компании, которые их «подбирают» и помогают решить проблемы. Один из членов международной ассоциации брокеров MYBA выдвинул предложение блокировать всех российских брокеров. К счастью, оно не было поддержано сообществом. Тем не менее стоит отметить, что это предложение поступило от стороны, которая еще вчера активно работала с российскими клиентами и прекрасно «наживалась» на них, выкатывая при каждом удобном случае «красную ковровую дорожку». И вдруг они стали недовольны происхождением этих денег».
В лиге 100 лучших суперъяхт мира на долю российских владельцев может приходиться до 77%
Как ограничения повлияют на индустрию
По данным специализированной издательской и исследовательской компании Superyacht Times (SYT), на долю российских владельцев приходилось 9% всех суперъяхт в 2021 году, что делает Россию второй по величине страной заказов после США. Если рассматривать восточноевропейскую региональную группу владельцев суперъяхт, в которую входят как российские, так и украинские владельцы, то процент удваивается до 18%.
Источник, тесно связанный со страхованием суперъяхт, предположил, что в лиге 100 лучших суперъяхт в мире на долю российских владельцев может приходиться до 77%. Что касается суперъяхт новой постройки, то, согласно ежегодному анализу рынка SYT iQ, в 2021–2025 годах на долю российских владельцев придется 18% суперъяхт длиной более 40 м. Другими странами — лидерами в строительстве новых суперъяхт стали США, Турция и Великобритания. Если взять 9% от доли мирового владения суперъяхтами, то, по данным SYT за 2021 год, в денежном выражении это соответствует 14,7% рынка и, естественно, включает в себя ряд самых больших суперъяхт мира и несколько мест в лиге 25 крупнейших. При таком значительном присутствии в мировом флоте неизбежное влияние российских суперъяхт на рынок, особенно на производителей в Северной Европе, в финансовом, операционном и деловом плане будет очень значительным.
Ведущий итальянский производитель суперъяхт Sanlorenzo сообщил о минимальном влиянии конфликта. Компания отчиталась, что «сумма задолженности по состоянию на 31 января 2022 года, равная €1002,6 млн, связанная с клиентами из России, не достигает 10% от общей суммы, распределенной на три финансовых года». В своем коммюнике производитель отметил, что эти контракты связаны «с субъектами, не затронутыми международными санкциями, чьи платежи регулярны, и на сегодняшний день ни один заказ не был отменен».