Вернуть награды императору!
Сегодня мой рассказ не о портрете неизвестного, а, наоборот, об очень известном изображении. Недавно в Петербурге завершилась масштабная реставрация памятника Николаю I на Исаакиевской площади. В ходе работ мне довелось внести свой вклад в восстановление деталей уникальной конной статуи работы барона Петра Клодта — одной из первых в мире, которая держится только на двух точках опоры.
Первая за всё время комплексная реставрация памятника началась весной 2020 года. Ранее в ходе его обследования были выявлены серьёзные утраты. Достаточно сказать, что после революции с постамента пропали шесть ростовых фигур, не говоря уже о массе деталей и элементов. В том числе с груди Николая I исчезли три награды, которые были прикреплены к бронзовым орденским ленточкам, «продетым» в нижнее отверстие застёжки левого плечевого ремня кирасы. В этой связи реставрационная мастерская «Наследие», проводившая работы, попросила меня дать заключение: какие же награды были похищены у императора?
Как это ни парадоксально, но в силу большого размера и высоты памятника на его многочисленных изображениях и фотографиях награды императора не видны. Только на одном снимке, сделанном при открытии монумента летом 1859 года, удалось рассмотреть, что на кирасе Николая I имелись крест, медаль и ещё один крест. Оба креста — простой формы с расширяющимися лучами (прямой клинчатый крест).
Проработка ленточек наград в бронзе хорошо передаёт фактуру ткани. Благодаря этому видно, что центральная ленточка, к которой крепилась круглая медаль, состоит из пяти равных продольных полос. Полосы по краям и центральная отличаются чеканкой от второй и четвёртой. Очевидно, что в ткани они имели более тёмный цвет.
Подлинная пряжка с наградами Николая I хранится сегодня в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. На ней две круглые медали — серебряная за Русско-турецкую войну 1828–1829 годов и прусская бронзовая медаль Дома Гогенцоллернов за верность во время революционных событий 1848–1849 годов. Обе они имели ленту из чередующихся трёх чёрных и двух светлых полос. Но нет никаких сомнений, что на памятнике присутствовала русская медаль на георгиевской ленте. Она была очень ценной для Николая I, поскольку Турецкая война оказалась единственной, в которой царь участвовал лично. Это хорошо понимал заказчик памятника, Александр II. Он даже велел изъять персональную медаль отца, помещённую сначала в Достопамятный зал столичного арсенала, и положить её на гробницу Николая I в Петропавловском соборе.
Также не вызывает сомнений первый крест, расположенный перед медалью. Хотя его ленточка почти не имеет чеканки, это, безусловно, крест ордена Святого Георгия 4-й степени, который Николай I получил 1 декабря 1838 года за 25 лет беспорочной службы. Самая почётная военная награда присутствует на всех портретах императора, и скульптура барона Клодта, конечно, не является исключением.