Пережили две войны и советский атеизм: прогулка по деревне староверов с уникальной архитектурой XIX века
Деревня Лампово Ленинградской области богата теремами XIX века, украшенными ажурной резьбой. Если бы у их ворот не стояли современные машины, а на домах не висели спутниковые антенны, гость деревни мог бы подумать, что попал в прошлое
В Лампово живут староверы, которые проводят службы в молельном доме, пережившем две войны и советский атеизм. Также здесь вьют гнезда аисты, а люди часто катаются на финских санях. Мы окунулись в атмосферу Лампово с помощью председателя местной общины старообрядцев Дениса Ермолина.
Староверы с Русского Севера и крещение в реке
Считается, что название деревни происходит от финно-угорского корня lampi, означающего «пруд, запруда». К слову, в Карелии есть много «ламбушек» — пресноводных мелких озер среди болот, которые соединяются протоками. По деревне протекает речка Ламповка, вдоль русла которой обустроено несколько запруд.
Первое упоминание этой местности относится к XV веку. Затем эти земли несколько раз переходили от России к Швеции и обратно, а при Петре I сюда начали переселяться жители Вологодской и Архангельской губерний. Это были старообрядцы, покидавшие родные места, малопригодные для ведения сельского хозяйства.
Староверы, отказавшиеся подчиниться реформам патриарха Никона, продолжали и продолжают соблюдать старые религиозные обряды.
— Если провести краткое сравнение с новообрядческой церковью, то современные староверы поддерживают дух соборности и парламентаризма, коллективные демократические решения, рассказывает Денис Ермолин. — В ряде регионов женщины начали участвовать и иметь право голоса на собраниях с XIX века — еще до того, как гендерное равноправие закрепили законом. На старообрядческих иконах Христос не изображается страдающим, потому что, будучи истинным Богом и истинным человеком, он претерпевал мучения лишь своей человеческой природой, а не божественной. Мы признаем и почитаем только восьмиконечный крест, крестимся двумя пальцами вместе трех. В основных праздниках отличий нет: мы отмечаем все по христианскому юлианскому календарю.
Денис показал нам старообрядческий молельный дом — храм в честь Святого Николая Чудотворца. В начале XX века его строили как избу — без колокольни и маковки. В 1905 году староверам разрешили строить колокольни, и перестроенное здание обрело форму церкви. Вскоре храм стал местом сбора верующих для молитв.