Молитвы, многодетство и ручной труд: как живут старообрядцы в алтайской глубинке (фоторепортаж)
Корреспондент «Вокруг Света» побывал в 67 км от села Алтайское, в селе Куяча, где живут Огневы
В поисках легендарной страны Беловодье
Русские деревни на Алтае стали образовываться беглыми крестьянами, которые считали своим долгом сохранить правую божью веру. Церковные реформы патриарха Никона в 50–60-е годы XVI века вызвали сильное сопротивление у верующих, преимущественно находящихся в крепостной зависимости крестьян. Предписания об изменении обрядов и священных текстов и последующее принуждение привели к массовым бегствам в поисках мест, где можно было скрыться и «спасти истинную веру», которую они унаследовали от предков.
В начале XIX века среди народа стали распространяться рукописные сочинения — легенда о некоем Беловодье. Стране с белыми реками и кисельными берегами, где царит благочестие и благоденствие, где нет гонений и где человек может трудиться и молиться в мире и справедливости.
Маршруты вели через Уймонскую долину, окруженную Теректинским и Катунским хребтом. Катунский хребет покрыт лесами, Теректинский — более оголенный. В лесах водится зверь, а на территории самой долины плодородные почвы. Многочисленные притоки рек Катуни, Усть-Коксы, Мульты, образуют водный лабиринт.
Так, регион Алтая стал одним из центров, в котором староверы нашли убежище и возможность свободной жизни для себя и своих потомков. Горы, которыми покрыта территория, стали надежным укрытием.
Первые же упоминания о Куяче, месте проживания старообрядцев–поморцев (переселившихся с территорий Белого моря), датируются XIX веком. Еще такие семьи живут в Уймонской долине республики Алтай. Там они занимают гораздо более обширную территорию, которая теперь выделяется в отдельный район.
Культура старообрядцев построена на глубокой связи с природой. На это повлияли история самого переселения. Для того чтобы основать поселения на Алтае, семьи и дворы переселенцев преодолевали расстояния в тысячи километров из европейской части России, на это уходили десятки лет.
Сменялись поколения, многие не выживали, основывали временные поселения. С собой они перевозили лишь самое необходимое — священные книги, кресты и иконы. Вот почему их культуру отличает не только соблюдение религиозных обрядов, но сила и устойчивость, способность жить в природных условиях, чуткость, наблюдательность.
Потомки тех, кто когда-то искал страну благоденствия, верят, что Беловодье можно построить в своей собственной жизни.
В семье 10 детей — и каждый уникален
«Золотая чаша», так предположительно переводится название села Куяча. Путь туда проходит по труднопроходимой дороге, возможно, оттого и особенно притягательным становится это место. Терпение и время необходимы, чтобы не только проехать по дороге на авто, но и навести и подготовить внутренние мосты для восприятия нового.