Как защитить детей от сексуализированного насилия: инструкция для родителей
Почему важно говорить о сексуализированном насилии над детьми, в каком возрасте оно чаще всего случается и как его предотвратить, рассказывает эксперт.
Что считается сексуализированным насилием
Буду опираться на исследование проекта «Не табу», которое провели Академия Безопасности Ольги Бочковой совместно с консорциумом женских НКО и при поддержке организации «Тебе поверят», которые работают с пострадавшими от сексуализированного насилия в детском возрасте.
У большинства людей есть представление, что сексуализированное насилие — это изнасилование. Последствия его слишком очевидны, чтобы их не заметить. Поэтому, думают родители, пропустить это у своего ребенка невозможно, особенно, если он маленький.
Однако специалисты, которые работают с пострадавшими от сексуализированного насилия, выделяют несколько его видов: контактное и бесконтактное, а также происходящее в реальности и онлайн.
- К контактному относят все виды проникающего насилия: оральное, вагинальное, анальное. Прикосновения, ощупывания, принудительная мастурбация.
- К неконтактному — осматривание ребенка (за исключением приема у врача в присутствии и с согласия родителей и ребенка), демонстрация ребенку половых органов, секс при ребенке — даже если ребенок его не видит, а только слышит.
- Как в реальности, так и онлайн может быть демонстрация материалов порнографического содержания, а также разговоры на интимную тему, не соответствующие возрасту ребенка.
Все это относится к сексуализированному насилию.
Многое из перечисленного случается с детьми чаще и больше, чем родители могут себе представить.
Кто в зоне риска
Пик насилия, согласно нашему исследованию, приходится на возраст от 7 до 12 лет. Рост начинается после после 3 лет и спадает после 16. Следственный комитет России между тем называет цифры от 7 до 10 лет. Это значит, что объектом насилия становятся даже не подростки, а совсем маленькие дети.
Тема секса по-прежнему табуирована в обществе. В ней кроется много стыда, неуместности и брезгливости. С ней связаны устойчивые поведенческие стереотипы. Например, такие: в изнасиловании виновата всегда девочка, потому что выглядит сексуально; с мальчика спросу нет — он по природе такой, ему положено хотеть.
По данным организаций, которые работают с пострадавшими от сексуализированного насилия, с ним могут столкнуться как девочки, так и мальчики. И рассказать родителям о случившемся мальчику даже труднее, чем девочке.
Почему дети решают молчать
Ложные представления родителей о возрасте риска для детей, поведенческие стереотипы в обществе и низкий уровень полового воспитания не дают детям рассказывать то, что с ними происходило, а родителям — слышать, верить и адекватно реагировать.
По данным нашего исследования, до 60% пострадавших от сексуализированного насилия либо ничего не рассказывали о произошедшем, либо молчали более десяти лет и только потом решались открыться.
Среди причин своего молчания они называли боязнь осуждения со стороны родителей («сам сделал что-то не так!»), страх наказания и низкий уровень доверия: «Я думал, что мне не поверят», — говорили они. А многие из них только спустя время осознали, что случившееся с ними являлось насилием.
Чтобы мальчик или девочка могли решиться рассказать о каком-либо виде сексуализированного насилия, у них в первую очередь должны быть подходящие условия. Позаботиться об их создании заранее — важная задача ближайшего окружения ребенка.