Инвестиции в знания всегда окупаются: возможности для частных вложений в строительство студенческих кампусов
Президент РФ в марте 2021 года утвердил перечень поручений (№ Пр-419), в соответствии с которым правительству было поручено обеспечить в 2022 – 2030 годах создание сети современных кампусов организаций высшего образования, расположенных в отдельных субъектах страны, территории которых отнесены к приоритетным и приграничным геостратегическим территориям РФ.
«Кампусы будут представлять собой территории для развития технологий и реализации стратегии научно-технического развития Российской Федерации, которые позволят создать инфраструктуру для реализации образовательных и научных проектов, а также единую среду студенческого, научного и бизнес-сообщества», — говорилось в документе.
Так как достаточно быстро выяснилось, что денег у регионов и тем более у вузов на подобные комплексы нет, было принято решение сделать ставку на частного инвестора через федеральное «плечо». Под данные цели было выпущено постановление правительства РФ от 28.07.2021 г. № 1268 «О реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизма концессионных соглашений в рамках федерального проекта «Создание сети современных кампусов» национального проекта «Наука и университеты» (далее — Постановление 1268).
Предполагается три волны выделения целевых средств в рамках программы:
- 1-я волна (отбор в 2021 г.): Москва, Калининград, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Томск, Уфа, Челябинск;
- 2-я волна (отбор в 2022 – 2023 гг.): Самара, Пермь, Южно-Сахалинск, Иваново, Архангельск, Тюмень, Хабаровск, Великий Новгород, ФТ Сириус.
- 3-я волна в стадии подготовки. Возможность отбора анонсировал куратор проекта — зампред председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
Варианты контрактов
В принципе, такого рода проекты можно реализовать разными видами правовых схем. Например, самый простой — это госзаказ и следующий из него контракт EPCF. Также представлено в ассортименте соглашение о ГЧП (в рамках 224-ФЗ) или соглашение о защите и поощрении капиталовложений (69-ФЗ). Но при более детальном рассмотрении концессия (концессионное соглашение) имеет явные преимущества, в этом мнении сходятся законодатели и правительство.
Ключевые возможности, открываемые указанными видами контрактов:
- привлечение бюджетного софинансирования;
- привлечение более долгосрочного и дешевого финансирования;
- разделение с государством проектных рисков;
- разделение с государством рисков изменения законодательства;
- возможность заработка, а не чистой благотворительности.
Именно концессия выступает оптимальной схемой, если нет возможности получить проект через госзаказ (это удобнее для многих строительных компаний), где есть свои плюсы:
- создание объекта происходит только в государственную собственность, но с постановкой на баланс частного инвестора;
- предоставление государством земельных участков (через один общий конкурс);
- возможность заключения концессионного соглашения без конкурса.
Концессионное соглашение — как вариант
Концессия может быть реализована только в отношении государственного имущества и только в определенных сферах деятельности, связанных с выполнением государственных задач. Таким образом, инвестор инвестирует в государственное имущество и осуществляет деятельность, способствующую выполнению задач, в нашем случае — в удобстве образования. В обмен на это государство гарантирует инвестору возврат его инвестиций с определенной согласованной нормой доходности. Обеспечение окупаемости инвестиций концессионера — ключевое условие концессии, зафиксированное в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о КС).