На берегах Оранжевой реки
Англо-бурская война в литературе и в кино
Есть такие исторические события, которые будят воображение художника (будь то литератор или режиссер). Вторая англо-бурская война – одно из них. С конца 1899 до середины 1902 года бурские республики Южной Африки (Трансвааль и Оранжевая) сражались с Великобританией, желавшей создать надежный опорный пункт по пути в свою колонию – Индию. Великобритания победила. Это – сухая справка, за скупыми строками скрываются страсти, ведь на территории Оранжевой республики было обнаружено крупнейшее в мире месторождение алмазов. В связи с этим в историю входит имя Сесила Джона Родса, английского промышленника.
В восьмидесятые годы Великобритания пыталась присоединить Трансвааль к своим колониальным владениям, но в Первой англо-бурской войне (1880—1881) бурам удалось отстоять свою независимость. Великобритания признала самостоятельность государства гордых потомков голландцев, германцев и французов (они первыми в семнадцатом веке начали осваивать Черный континент). А потом в Трансваале нашли золото! И в страну хлынули уитлендеры – так на голландском стали называть иностранцев (британцев, в основном), желающих работать в горнорудной промышленности.
А буры продолжали жить на фермах, заниматься земледелием, скотоводством и охотой. Каждый бур с раннего детства – прекрасный наездник и отличный стрелок (эти навыки очень пригодятся впоследствии, когда разгорится партизанская война против англичан).
Правительство Южно-Африканской республики (Трансвааль) обложило англичан высоким налогом, и государство буров стало богатеть. В связи с этими событиями на сцену истории выходит Пауль Крюгер. Он пробудет в должности президента восемнадцать лет. Уитлендеры, которых в стране становилось все больше и больше, хотели расширения своих прав (например, требовали участия в выборах). Президент Крюгер был жестко против.
И разгорелась война…
На этой войне в качестве врача оказался всемирно известный писатель Артур Конан Дойл. А военным корреспондентом был также всемирно известный Уинстон Черчилль (он, кстати, побывал в плену у буров). Конан Дойл был первым историком войны 1899—1902 годов, его книга «Англо-бурская война» была издана в Лондоне в 1900‑м году, когда исход войны, в общем, был предрешен. Впервые на русский язык книга переведена в 2004 году. Конан Дойл говорил о бурах как о «несгибаемых людях», закаленных в постоянной борьбе с дикарями и дикими животными, как о непреклонных фермерах «с их древней теологией и весьма современными винтовками». Их боевые действия, утверждал писатель, определены «фаталистической верой и страстным всепоглощающим патриотизмом». Рассказывая о заселении Черного континента, Конан Дойл дает характеристику голландцам и французам. Голландцы были сильны и упрямы, «холод, скудость и бури воспитывают качества, создающие владык», «затем прибавились переселенцы-гугеноты – лучшая кровь Франции. Всего три сотни – горстка отборного зерна, вброшенного, чтобы придать изящества и энтузиазма крепкой тевтонской породе».
Пауль Крюгер – воплощение бурского характера! Конечно, такая личность не могла не заинтересовать кинематографистов.
В 1941 году в Германии режиссер Ханс Штайнхоф снял фильм «Дядюшка Крюгер» (вольную адаптацию романа Арнольда Кригера «Человек без народа»). Главную роль непокоренного старика сыграл Эмиль Яннингс, оскароносный немецкий актер.
В отель, находящийся в Цюрихе, к старику в черных очках, практически слепому, ломятся журналисты, их не пускают врач и медсестра…
Белобородый крепкий Крюгер дан крупным планом. Сестра читает ему газеты: «Этот старик, который бросил в бойню свой народ, сейчас поселился в роскошных апартаментах в Швейцарии»…
В скромной комнате с задернутыми шторами Крюгер ведет свой рассказ: «Мои предки жили долго и счастливо в Кейптауне двести лет, потом пришли англичане и забрали наши хозяйства. Пастухи сказали – это не может быть волей Бога, чтобы мы были в рабстве. Мы ушли вглубь Африки в поисках новой земли». На экране (фильм, разумеется, черно-белый) кибитки, мужчины в шляпах и с трубками в зубах, женщины с лицами красивой лепки, мальчишки, щелкающие бичами…
«Скрип колес, – продолжает Крюгер, – был колыбельной для наших детей. Именно в седле наши мальчишки становились мужчинами…» Собственно, весь фильм – это монолог не сдавшегося генерала (все остальные генералы сложили оружие и были помилованы англичанами). Крюгер рассказывает, как за рекой Вааль буры обрели новую родину, им нужны были только мир и свобода!
На экране человек в белом костюме вертит в руках глобус – это Сесил Джон Родс, он показывает, где именно находятся месторождения алмазов и золотые жилы…