«Есть новая потребность — в вечной жизни»: Марина Мелия и Борис Ким о том, что могут коучи, шарлатанах и Тони Роббинсе
Стало ли со времен Кашпировского меньше шарлатанов, почему в России не зашел тренинг Тони Роббинса, нужен ли в компании вице-президент по трансформации и что стоит за модным выражением «осознанный бизнес»? Об этом в видео-интервью Анны Монгайт рассуждают Борис Ким, председатель совета директоров QIWI, и Марина Мелия, психолог первых лиц российского бизнеса и тренер интенсива Forbes Ontology.
Марина Мелия — одна из тренеров уикенд-университета Forbes Ontology 12. Это MBA по персональному росту — с 28 сентября по 15 декабря 2019 года. За 12 выходных члены клуба получат полноценную навигационную программу по 12 важнейшим навыкам управления своим состоянием от 12 коучей с несомненной репутацией в индустрии, и совершить перезагрузку себя и своего бизнеса к Новому году. Интенсив стартует завтра, и еще можно успеть присоединиться. Встретимся на 90-м этаже «Башни Федерация» в Сити.
Из дискуссии Монгайт с Мелия и Кимом
От тимбилдинга к запросу на вечную жизнь
Анна Монгайт: Марина, вы очень давно практикуете в этой сфере. Как эволюционировали и люди, которые к вам приходят, и сам рынок тренингов?
Марина Мелия: В 1987 году мы открыли первый кооператив при МГУ, и первые предприниматели стали обращаться к нам. Это был первый этап – когда еще никто ничего не знал. Все хотели заработать деньги, делать бизнес, но не знали, как проводить переговоры, как провести брейнсторминг, как набрать людей, как выступать публично. Мы сами учились на западе, привозили американских специалистов. Потом масштаб увеличился, появились крупные компании. Миссия, стратегия, структура компании, лидерство, менеджмент – это стало интересовать людей. Третий этап наступил после того, когда были заработаны миллионы, и нужно было разбираться в себе. Сейчас я вижу новую потребность — в вечной жизни. Не только как биологического существа. Запрос звучит еще и так: я хочу что-то оставить после себя как некий храм, как Стив Джобс оставил нам Apple.
Анна Монгайт: Борис, есть ли у вас запрос на вечную жизнь, и как вы занимаетесь личной трансформацией, что вы считаете эффективным, что нет?
Борис Ким: У Познера в программе есть вопрос, который он задает всем своим героям, и ни один еще, как мне кажется, не ответил честно. Если бы дьявол предложил бы без всяких условий вечную жизнь, почему-то все отказываются. Я бы согласился.
На мой взгляд, с возрастом мы округляемся по форме — я сейчас не физическую форму имею в виду, хотя и это тоже происходит — и обостряемся по содержанию. Каждый из нас нарабатывает большое количество навыков, которые делают взаимодействие с окружающими людьми и окружающим миром менее болезненным и более конструктивным. Здесь тренинги могут помочь, хотя лично для меня они большого интереса не представляли никогда. Я убежден, что серьёзно поменять себя на уровне ядра личности не поможет ни один тренинг. Из марафонца никогда не получится хорошего спринтера. И наоборот. Экстраверт может на какое-то время стать ненавязчивым собеседником. Интроверт может стать любезным собеседником. Но до поры до времени. Мы в этом отношении все как Золушки. И для нас, чтобы стать принцессой, важно вовремя уйти. Но есть третий уровень — это уровень знаний, здесь можно развиваться бесконечно. Мы уже перешли к онлайн-образованию, и я вижу огромный задел для очень многих проектов, включая вот тот, который мы сегодня представляем.
Как выбрать коуча: прикладные советы по распознаванию шарлатанов
Анна Монгайт: Скажите пожалуйста, что может заставить вас поверить человеку, который отвечает за трансформацию? Кому вы верите в мире трансформации и стратегии личностного развития?
Марина Мелия: Чтобы выбрать специалиста, нужно в начале обсудить с ним какую-то конкретную проблему. Например, есть конфликт с партнером, передрались сотрудники в компании, есть какой-то тугой узел в личной жизни, ребенок ничего не хочет, — какая-то конкретная проблема, которая болит. И попробовать ее обсудить, посмотреть, сложился ли диалог. Говорите ли вы на одном языке, одной ли вы крови, единые ли у вас ценности. И если вы чувствуете, что в разговоре с этим человеком вы можете быть абсолютно естественным, агрессивным, радостным, осторожным, тогда к такому специалисту можно уже обращаться дальше.