Проклятие Нобеля: почему самая известная в мире премия мешает развитию науки
Сексизм, антисемитизм, необъективность — лишь малая часть нобелевского закулисья, о котором рассказывает американский астрофизик Брайан Китинг в своей книге «Гонка за Нобелем».
В своей нашумевшей книге Брайан Китинг — космолог и разработчик эксперимента по исследованию реликтового излучения BICEP — рассказывает о собственном драматическом опыте взаимодействия с Нобелевским комитетом и приводит примеры несправедливого обращения со своими коллегами. Главный тезис Китинга заключается в том, что Нобелевская премия, вместо того чтобы способствовать научному прогрессу, оказывается препятствием на его пути. По мнению автора, премия зачастую поощряет в ученой среде конкуренцию и жадность, заставляет неоправданно торопиться с открытиями и тормозит по-настоящему смелые научные инновации. Критикуя, Китинг не забывает предлагать: в его труде перечислены практические решения по реформированию Нобелевской премии, которая возродит в научном сообществе здоровый азарт и «стремление разгадать тайну рождения Вселенной». Forbes публикует отрывок книги Китинга, которая вышла в издательстве «Альпина нон-фикшн» в сентябре.
Золотой идол
Каждый год 10 декабря тысячи идолопоклонников собираются в Стокгольме, чтобы почтить память человека, который при жизни был известен как торговец смертью. Эсхатологический ритуал воспроизводит обряд, приличествующий похоронам египетского фараона. Звучит назойливая траурная музыка, и почитатели при полных регалиях оплакивают почившего. Его призрак витает над собравшимися, пока те предаются экзотическому торжеству в окружении свежесрезанных цветов, доставленных с места его смерти. Кульминацией церемонии становится вручение золотых портретов, выгравированных по его образу и подобию.
Этот обряд — ежегодная церемония вручения премии имени Альфреда Нобеля, но вполне простительно, если вы приняли ее за оккультное таинство.
Хотя подобный траурный лейтмотив может показаться странным, Нобелевская премия, по сути, родилась из смерти. Смерть Альфреда, изобретателя динамита, дала рождение премии, восстановив его доброе имя и став лучшим посмертным PR-инструментом из всех возможных.
Я ясно увидел, что эта награда вовсе не божественное помазание, а дело рук человеческих и страдает от несовершенств
Нобелевская премия не просто самая почетная награда в науке, но и самая престижная награда в мире. Ее цель — вознаграждать ученых, литераторов и миротворцев, приносящих наибольшую пользу человечеству и обогащающих его духовно, независимо от каких бы то ни было идеологических и иных веяний. Когда «все делается правильно», это действительно превосходная система меритократического вознаграждения. Но в этой книге я хочу обсудить фундаментальные изъяны Нобелевской премии, и в первую очередь Нобелевской премии по физике, утверждая, что ее дни могут быть сочтены, если она не будет подвергнута радикальной трансформации.
Кто-то может удивиться: в обществе, где разного рода наград и премий чуть ли не больше, чем талантливых людей, что может быть не так с одной из них, к тому же преследующей самую благородную из целей — способствовать улучшению жизни человечества посредством науки?
Я бы сказал, что у Нобелевской премии, как и у медали, три стороны. Лицевая, положительная сторона передает уважение к науке и ученым. Оборотная, отрицательная сторона показывает, как она вредит сотрудничеству и провоцирует ожесточенную конкуренцию за дефицитные ресурсы. Наконец, неустойчивое ребро медали символизирует ее неопределенное будущее в мире современной науки. Многие молодые ученые сегодня задаются вопросом: не фальшивая ли это монета — Нобелевская премия?
Эта книга не преследует цель разжечь полемику или не оставить камня на камне от нобелевского института. Вместо этого я предлагаю уникальный инсайдерский взгляд на самую влиятельную премию в мире, которая способна преломлять и даже искажать реальность для ученых, как это случилось со мной. На протяжении 30 лет я был загипнотизирован ее золотым блеском. Я разработал эксперимент, достойный нобелевской славы, но медаль выскользнула у меня из рук. Крах этой мечты раскрепостил мою душу ученого. Я ясно увидел, что эта награда вовсе не Божественное помазание, а дело рук человеческих и как таковая страдает от несовершенств.