Корреспондент Esquire смотрит культовые спектакли в провинции

EsquireКультура

Малый театр

Корреспондент Esquire объехал четыре провинциальных города, побывал в театрах, о которых вы точно ничего не слышали, и нашел там Кафку и интимный дневник отличницы.

Фотограф Александр Гронский

Театр «Парафраз»

  • Город Глазов
  • Год основания – 1983
  • Вместимость – 45 человек
  • Режиссер – Дамир Салимзянов
  • Труппа – 14 человек

В мире есть много видов туризма: классический, гастрономический, спортивный, агротуризм. А еще существует удмуртский театральный туризм. Возник он чуть больше года назад. Местное турагентство собирает всех желающих в Ижевске, Водинске и других городах Удмуртии и отправляет в миниатюрный Глазов – в тур выходного дня. Здесь туристов кормят, показывают город (в наличии – историческая застройка начала XIX века), заводят в краеведческий музей. Вишенкой на торте этого странного путешествия становится поход в глазовский театр «Парафраз».

Собственно, саму идею запустить туры местному министру культуры и туризма подкинул Дамир Салимзянов, худрук «Парафраза»: ехать на гастроли самим слишком накладно. Заезжих театралов встречает угловатое здание в непонятном архитектурном стиле. Перед ним афиши, которые прямолинейно рассказывают о постановке: «Чтобы сэкономить ваше время и нервы, мы должны предупредить вас: спектакль по роману Франца Кафки «Процесс» – не развлекательный спектакль. Если вы идете сюда, чтобы весело провести время, то мы советуем сходить на спектакль «Царевна Дуся».

На одном из театральных щитов вместо афиши висит выцветшая реклама – доставка пиццы и роллов. Пища духовная соседствует с самой обычной: весь первый этаж здания занимает арт-кафе «Бульвар». «Мы довольно дружные соседи. Правда, иногда во время спектакля в зале может запахнуть едой. Но порой даже к месту – в том же «Процессе» по Кафке что ни случится, все часть реальности», – шутит Салимзянов. В ресторанчике можно попробовать черный бургер и пасту с чернилами каракатицы – глазовский Кафка подается аппетитно, по-столичному.

В 1989 году «Парафраз» поселился на втором этаже здания, над общепитом. Там должны были открыть молодежный клуб, но в конце 1980-х что-то пошло не так, и стройку заморозили. Основатели «Парафраза» договорились с властями: театру достанется второй этаж, если труппа сама его достроит. «Заливали все битумом, покрывали рубероидом крышу, ставили кирпичные перегородки. Правда, потом за нами пришлось все переделывать», – вспоминает Салимзянов. До этого театр вел кочевой образ жизни: даже в ЖЭКах приходилось играть.

Обойти «Парафраз» можно за две минуты: поднявшись по лестнице, вы оказываетесь в крохотном фойе. Направо пойдешь – три гримерки. Налево – зрительный зал и закулисье. Все. Даже по меркам небольших провинциальных театров зал миниатюрный – всего на 45 посадочных мест. Зато несложно заполнить: билеты на спектакли начинают продавать за три месяца и раскупают за два-три дня. Кстати, век постановок «Парафраза» измеряется именно в билетах: продав шесть-восемь тысяч, театр убирает спектакль из репертуара. Подход математический: больше просто некому покупать. Цифру худрук вычислил экспериментальным путем: «Вместе с директором Игорем Мальцевым мы решили промониторить ситуацию – сколько билетов в принципе можно продать. Мы поставили «Слишком женатого таксиста» Рэя Куни, пьесу, которую многие ругают, но ставят везде. Продали пять тысяч билетов – и все застопорилось. Так мы нащупали нижний порог».

В этом году «Парафраз» впервые оказался в конкурсной программе «Золотой маски». Глазовцы повезут в Москву тот самый «Процесс». Почему в провинциальном российском театре решили поставить Кафку, вопрос смешной. «К сожалению, Кафка всегда актуален», – жизнерадостно поясняет Салимзянов. Его «Процесс» прочитывается шире, чем просто социально-политический спектакль. Это часть театральной трилогии об уходе от реальности, задуманной режиссером 12 лет назад. Сперва на свет появился вербатим «Короли и капуста»: актеры перевоплощались в местных дачников. Это была история о том, как спрятаться от действительности на своих шести сотках. Второй спектакль поставили по пьесе Агаты Кристи «Паутина» – о бегстве в вымышленный мир. Пассажир поезда читает книгу – и переносится из плацкарта в английское высшее общество. «Получилась мешанина плацкартного вагона и светского салона», – объясняет Салимзянов.

«Процесс» рассказывает о мире, из которого зачастую хочется убежать. Но это невозможно. Мысль не самая позитивная, но и ее Салимзянов умудряется сдобрить юмором и песнями Верки Сердючки вперемешку с российским гимном. Режиссер удивляется тому, что даже актеры не смеются, когда читают Кафку. «Почему-то в других городах «Процесс» смотрят лучше, чем в Глазове, – замечает Салимзянов. – Наш зритель не такой сентиментальный».

Зато «Вино из одуванчиков» по Рэю Брэдбери, которое репетируют сегодня, обещает стать главным хитом сезона. Салимзянов решил поставить трогательную повесть и сыграть 13-летнего Дугласа. Возраст актеров и их героев здесь перемешан: юная ученица театральной студии Екатерина Салтыкова играет 70-летнюю миссис Бентли, а грузный старожил «Парафраза» Игорь Павлов – 10-летнего мальчика Тома.

Зритель у «Парафраза» своеобразный. Две дамы, сидящие у самой сцены на приставных, в голос хохочут над 10-летним Павловым, кричат: «Как вкусненько!», когда на сцену вносят лимонад. В общем, сами становятся частью спектакля. Обеим под пятьдесят. «Сложнее всего с пенсионерами. Приходят бабушки на спектакль: «Дуры мы, дуры», – и начинают комментировать вслух, подсказывать героиням, что делать дальше. Но мы и к этому привыкли, это уже часть шоу», – смеется Салимзянов.

Ни на зрителя, ни на руководство у актеров «Парафраза» жалоб нет. Только на заработную плату: самые высокооплачиваемые получают 17 тысяч рублей. «Жалко, что у нас нет возможности брать новых артистов – на них не дают ставок. Некому подменить, приходится и с ангиной играть», – грустно улыбается актриса Любовь Бердова, принимавшая участие в той самой стройке здания театра. Дыры в бюджете затыкают энтузиазмом. А с ним не только экзистенциального Кафку одолеть можно.

Театр «Грань»

  • Город Новокуйбышевск
  • Год основания – 1970
  • Вместимость – 115 человек
  • Режиссер – Денис Бокурадзе
  • Труппа – 7 человек

Из самарского аэропорта «Курумоч» всего час езды до промышленного города Новокуйбышевска. Древним его назвать сложно – Новокуйбышевск был основан в 1946-м, когда началось строительство местного нефтеперерабатывающего завода. На центральной площади Ленина доживает свое новогодняя елка, а на гранитном пьедестале мерзнет невысокий Ильич. Солнце слепит, снег блестит, воздух пахнет метаном – видимо, ветер дует со стороны НПЗ.

За спиной Ленина внушительное здание Дворца культуры. Белые колонны, завитки коринфского ордера, широченные окна – сталинский ампир. Под неоклассической сенью ДК живет единственный городской театр – «Грань». Основан он был в 1970-м как народный. В 2011-м его возглавил молодой режиссер Денис Бокурадзе. Вскоре театр обзавелся профессиональной труппой, появились новые постановки, и «Грань» номинировали на «Золотую маску».

«Грань» занимает сравнительно небольшую часть трехэтажного ДК. Запутаться невозможно: узкий коридор ведет от гардероба прямо в камерный зрительный зал. Помещается здесь от 80 до 115 человек – в зависимости от размаха постановки часть кресел то выносят в холл, то водворяют обратно. В «Грани» не увидишь потертых сидений с торчащими пружинами и разных атрибутов провинциальной запущенности – все здесь удивительно новое.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Партия хипстеров и Капков Партия хипстеров и Капков

Сергей Капков – о геополитике, парках и картошке

Esquire
«Человек-Паук сломает четвёртую стену» «Человек-Паук сломает четвёртую стену»

Интервью со Стэном Ли и создателями сериала «Великий Человек-паук»

Мир Фантастики
Проект под ключ Проект под ключ

Белла Торн — новая фаворитка Ксавье Долана

GQ
Адмирал на час Адмирал на час

Артиллерийские дуэли в World of Warships

Популярная механика
Хью Джекман Хью Джекман

Хью Джекман возвращается к истокам. Мировая премьера мюзикла «Величайший шоумен»

L’Officiel
Чужая вселенная Чужая вселенная

Как мир ксеноморфов развивался в фильмах и играх

Игромания
Мама, не горюй! Мама, не горюй!

Топ-модель Крисси Тейген о своей послеродовой депрессии

Glamour
Константин Хабенский: «Хочу, чтобы работа меня удивляла» Константин Хабенский: «Хочу, чтобы работа меня удивляла»

Самый популярный российский актер начала XXI века по версии «Википедии»? Сам он от такого определения просто отмахивается. В этом нет кокетства: и на жизнь, и на профессию Константин Хабенский смотрит под совершенно другим углом.

Psychologies
MсLaren 570S MсLaren 570S

Гимн легкости, который превращает каждый поворот в удовольствие

Quattroruote
Солнце без спроса Солнце без спроса

Почему солнечная энергетика в России не нужна никому, кроме государства

РБК
Героиня — Саша Фролова Героиня — Саша Фролова

Почему искусство должно развлекать, и чем плохи тексты «что хотел сказать автор»

Numéro
Путь к себе Путь к себе

Что нам мешает полюбить себя?

Добрые советы
«Я адепт времени невеликой режиссуры» «Я адепт времени невеликой режиссуры»

Режиссер Борис Павлович — о том, как не преодолевать, а стирать границы

Русский репортер
Lexus LS Lexus LS

Пятое поколение флагманского седана японского премиум-бренда

Quattroruote
Две башни Две башни

Как делили недвижимость Виктор Рашников и братья Шалва и Александр Чигиринские

Forbes
Хорошо сидим Хорошо сидим

Когда семиместный автомобиль становится необходимостью

Quattroruote
Посох папы Войтылы Посох папы Войтылы

Святого Иоанна-Павла II почти невозможно представить себе без необычного посоха

Дилетант
BMW 3 серии BMW 3 серии

«Трешка» шестого поколения (F30) числится среди «баварцев» наиболее надежной

АвтоМир
Интервью с Натальей Васько Интервью с Натальей Васько

Интервью: совладелица клиники Telo's Beauty Наталья Васько

SNC
Супермодельер Супермодельер

Жизнь и карьера создателя Elite Model Management.

GQ
Пенн-клуб Пенн-клуб

Молодой актер Хоппер Пенн мечтает стать звездой комедий.

Vogue
В отрыв! В отрыв!

Как и почему россияне уходят в частное предпринимательство.

Русский репортер
Король и шут Король и шут

Чарли Ханнэм о роли короля Артура.

GQ
Как остановить живодерство Как остановить живодерство

Владимир Панов: «Я не защитник животных»

Русский репортер
Жесткая посадка Жесткая посадка

Геннадий Иозефавичус ужасается нравам современных авиапассажиров.

GQ
BMW M2 против Ford Focus RS BMW M2 против Ford Focus RS

Мехатроника, способная подарить несравненное удовольствие от вождения

Quattroruote
Один вечер в аду Один вечер в аду

Алексей Яблоков прогуливается по аду.

GQ
Русская Швейцария Русская Швейцария

«Лукойл» занял заметное место на рынке торговли нефтью

Forbes
Смартфон как причина вашего развода Смартфон как причина вашего развода

Может ли увлечение гаджетами и сетевыми сервисами привести к разрыву отношений?

CHIP
Джонни Флинн: «Сыграв Эйнштейна, я понял, что значит быть гением» Джонни Флинн: «Сыграв Эйнштейна, я понял, что значит быть гением»

При слове «гений» имя Эйнштейна всплывает в голове одним из первых. Кто-то вспомнит формулу энергии, кто-то – знаменитую фотографию с высунутым языком или цитату про Вселенную и человеческую глупость. Но что мы знаем о его настоящей жизни? Мы поговорили об этом с Джонни Флинном, исполнителем роли молодого Эйнштейна в новом сериале «Гений».

Psychologies
Открыть в приложении