Истории десяти людей, стоящих за последними кино- и сериальными сенсациями

Esquire18+

Индустрия

К концу 2010-х в топ самых обсуждаемых в русскоязычном интернете тем врываются новые русские сериалы , разбавив вечные дискуссии о политике и экономике. Один за другим выходят проекты, за которыми, оказывается, интересно следить; сюжет больше не замыкается на противостоянии мента и бандита, а сами шоу выходят за рамки телевизора и навязанных им ограничений.

Новая индустрия, растущая на интернет-платформах, моментально вступает в жесткую конкуренцию за внимание аудитории – с Западом и между собой; о победах говорят в федеральных выпусках новостей, о поражениях снимают ролики блогеры-миллионники.

Для номера, посвященного кино, Esquire записал истории десяти молодых людей, стоящих за последними российскими кино- и сериальными сенсациями – от сценаристов до художников по костюмам, – чтобы понять, на чьих плечах лежит новая индустрия.

Филипп Юрьев

Пиджак и брюки Jacquemus, рубашка Dries Van Noten, кеды Prada

Профессия: режиссер

Работа: «Китобой» (2020)

Дебютная картина Филиппа Юрьева «Китобой» – о якутском подростке, влюбившемся в американку из порночата, – победила в программе Венецианского фестиваля «Дни авторов», а на «Кинотавре» получила сразу три награды. Когда Филиппу было девять лет, он посмотрел фильм Дэвида Линча «Твин Пикс: Сквозь огонь», увидел карлика в Черном вигваме и испугался. «Я почувствовал сюрреалистический ужас, который постоянно потом меня придавливал в детстве. Отчасти моя эстетика была сформирована именно этим фильмом и еще «Седьмой печатью» Бергмана, которую я посмотрел примерно в том же возрасте», – говорит он. В старших классах Филипп вместе с одноклассником снимал учебные фильмы и даже выигрывал конкурсы – но когда он решил поступать во ВГИК, родители огорчились. «Они хотели, чтобы я зарабатывал деньги, вытащил семью из бедности. Кино как путь к успеху не рассматривалось».

Несмотря на протесты семьи он поступил и сразу почувствовал себя дома. «Длинноволосые парни курили и обсуждали фильмы, которые я не знал. Я подумал: «Господи, какие прекрасные люди», и тоже стал отращивать волосы». Из мастерской Алексея Учителя, куда попал будущий автор «Китобоя», почти сразу отчислили шесть человек – хороший стимул не прогуливать. Дипломный фильм Юрьева «Песня механической рыбы», который снимали на Крайнем Севере, участвовал в конкурсе «Кинотавра» и попал на «Сандэнс». Когда Юрьеву не дали за него приз на российском фестивале, он выкинул диплом участника в окно и снял эпатажную акцию на видео.

Пробиться в большое кино с ходу оказалось сложно, и Юрьев устроился на телевидение. Параллельно – шесть лет – он работал над сценарием о чукотском подростке: «Я монтировал всратые передачи про спецназовцев, и мне казалось, что снять полнометражный фильм у меня не получится никогда». В конце концов, проектом заинтересовались отечественные и европейские фонды и сам Алексей Учитель, и съемки начались: «Ничего более трудного в моей жизни не было. Далекий регион, живущий своей дикой жизнью: мрачные северные бараки, тяжелая вода… ощущение, что ты становишься заложником этой земли, теряешься в ней».

Однажды исполнитель главной роли ушел на восемь часов в другой поселок, никого не предупредив, в другой день запил лодочник, и группа не смогла снимать сцену в океане. Местные жители относились к кинематографистам из Москвы с недоверием, иногда с агрессией. Юрьев старался воспринимать происходящее философски: «Я стал воспитывать в себе дзен: решил не хвататься за голову все время, не ахать и не охать, а, наоборот, плыть по течению, лавировать».

Венецианский успех «Китобоя» оказался для Юрьева полной неожиданностью: «У меня голову кружило оттого, что я буду там показывать свой фильм: этот фестиваль для меня всегда был одним из самых сакральных, можно сказать, мифических». О карьере Юрьев сейчас думает меньше всего: он хочет экспериментировать и дальше. «Я теперь могу себе позволить проталкивать еще более нетипичные истории и постараюсь снять такое, на что без Венеции мне бы в жизни денег не дали».

Фото: СППР

Паулина Андреева

Футболка и куртка Maison Margiela

Профессия: актриса, сценарист

Работы: «Метод» (2015), «Лучше, чем люди» (2018), «Цой» (2020), «Псих» (сценарист) (2020), «Конек-Горбунок» (2021)

Известность Паулине Андреевой принесли роли в сериалах «Оттепель», «Метод» и «Лучше, чем люди»; ее сценарный дебют, сериал «Псих», снятый Федором Бондарчуком, был хорошо принят критиками и публикой. Правда, тут же пошли слухи, что сценарий она писала не сама: почему-то считается, что красивая актриса на такое не способна. Андрееву эти разговоры одновременно и задели, и развеселили: «Если бы «Псих» вышел откровенно плохим, в моем авторстве никто бы не сомневался. И я подумала: здорово, значит, я хорошо сделала свою работу. Но вообще я ожидала чего угодно, только не этих историй про каких-то анонимов, которые все сделали за меня».

«Метод»

«Если общество считает тебя красивой, то все остальные твои возможности и способности признает с трудом. Но это предубеждение старо как мир, с ним ничего не поделаешь». «Конечно, мы все хотим нравиться, – добавляет Андреева. – И я не исключение. Но я взрослею, и мне становится важно мнение людей, которых я уважаю, а не любого, кто решил высказаться на мой счет».

«Мне интересно говорить о своей работе, а рассуждать о жизни, еде и о том, как выглядеть лучше, например, – неинтересно. Я не слишком улыбчивая, не слишком контактная, достаточно закрытая, – говорит она. – Я человек глобально грустный». И вспоминает, как в детстве уже весной вздыхала о том, что лето скоро закончится.

«Цой»

«Честно говоря, я думаю, что если ты рефлексируешь, размышляешь, то вряд ли будешь ходить с утра до вечера с беспечной улыбкой на лице. Я вообще не люблю слово «позитив» и не верю в концепцию счастья. Тебе говорят: будь эффективным, будь классным, все успевай. А ты лежишь на диване и такой: ну, блин! Это маркетинг, построенный на чувстве вины: тебе бесконечно предлагают что-нибудь купить, чтобы стать счастливее, но ты все никак не станешь счастливым. А все вокруг при этом счастливы – особенно если заглянуть в инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Только это все неправда, вот в чем дело».

«Псих», первый сценарий Андреевой, примерно о том же: главный герой – успешный психотерапевт, чьи клиенты не догадываются, что ему самому не помешала бы квалифицированная помощь. Паулина признается, что безумно волновалась («Не читаю критику на свои актерские работы, но тут я читала абсолютно все рецензии») и что довольна результатом («Первый сценарий – как первый ребенок, я очень его люблю»).

«Лучше, чем люди»

В числе важных составляющих этого успеха она называет творческую свободу («У меня было всего три вводных: платформа, Константин Богомолов, психотерапевт с проблемами. Я могла писать что угодно»), эпидемия («Когда я начинала писать, я готовила спектакль «Чайка», снималась в фильме «Цой», работала над сценарием в самолетах, поездах и актерских вагончиках, но потом случился карантин, который помог мне зажить жизнью сценариста – выработать усидчивость, писать с утра и до вечера, заниматься одним делом») и, конечно, актерский опыт: «Я всех персонажей сыграла – внутри, в голове».

Кто она теперь – актриса или сценарист? Паулина смеется: «Я не знаю. Во мне уживаются оба, у меня раздвоение личности. Актриса, сценарист. Еще лентяй и человек без определенного рода деятельности».

Стиль Ольга Чуковская , макияж Евгения Ленц, прическа Наталья Коваленкова

Иван Мулин

Рубашка, куртка и брюки, все Prada, ботинки Bottega Veneta

Профессия: актер

Работы: «Елена» (2011), «Молодежка» (2013-2019), «Хрусталь» (2018), «Перевал Дятлова» (2020)

Мулин сыграл в нашумевшем «Перевале Дятлова» одну из главных ролей – Игоря Дятлова, руководителя группы погибших туристов. Мулин говорит, что не собирался становиться актером; получилось как-то само. В детстве он попал в школьный спектакль («Мне не особо понравилось, я на сцене всегда стрессовал»), потом втянулся, начал заниматься в театральной студии и даже получил несколько ролей в театре «Вернадского, 13» («Заработал там свои первые 300 рублей»). Родители, далекие от творчества, поддерживали его «безоговорочно». И все-таки об актерской карьере он не мечтал – собирался даже поступать на операторский. А с первого курса театрального училища имени Щепкина порывался уйти: «Тогда мне казалось, что я занимаю чужое место, – сейчас-то я понимаю, что я просто хотел, чтобы меня пожалели».

«Хрусталь»

Но теперь Иван не представляет, кем еще мог бы стать. «Меня как будто что-то плавно привело в профессию – других вариантов не было». И добавляет: «У меня не получалось, например, решать уравнения. Мне казалось, что я абсолютно тупой». «Я смутно помню, какие эмоции испытывал, когда выбирал этот путь. Не было такого – «хочу быть великим актером!». Я просто старался всегда делать то, что мне нравилось». Страха тоже не было: «Я никогда не боялся. Получится – хорошо. Не получится – пойду вагоны разгружать».

Эта ставка на искренность сработала: после нескольких сезонов сериала «Молодежка» («целая эпопея на моем любимом канале СТС») Мулин не остался, как многие, актером одной роли – ему предложили, как он говорит, «счастливый билет» – одну из главных ролей в «Перевале Дятлова». Он переживал, что придется играть реального человека, хотел съездить к оставшейся в живых сестре своего героя и успокоился, только когда узнал, что людям, знавшим настоящего Дятлова, понравилась его работа. После вопроса о том, открывает ли он в себе что-то новое во время работы, Мулин задумывается, потом говорит: «Скорее, наоборот – я иногда что-то беру у тех, кого играю, когда обдумываю логику их поступков. Наверное, боюсь открыть персонажу себя. Надо подумать об этом и как-нибудь попробовать сделать по-другому».

«Перевал Дятлова»

Мулин, конечно, ходит на кастинги и с удовольствием поработал бы с известными режиссерами (он называет Кирилла Серебренникова и Юрия Бутусова), не отказался бы съездить в Америку, если такой случай вдруг выпадет. Но несмотря на то что у него в Москве давно есть квартира, он до сих пор снимает комнату, потому что в центре удобнее, а тусовкам предпочитает «хоккейчик, игры, ну и выпить иногда».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фанаты. Во имя розы Фанаты. Во имя розы

На Британских островах футбол всегда был неразрывно связан с насилием

Esquire
Наши высочества Наши высочества

Интервью с высокими и талантливыми актрисами сериала «Дылды»

Maxim
2004 год 2004 год

Теракт в Беслане, отмена прямых губернаторских выборов и второй срок Путина

Esquire
Стоит ли свалить вину на коллегу и сохранить работу: отвечают Ницше, Макиавелли и Адам Смит Стоит ли свалить вину на коллегу и сохранить работу: отвечают Ницше, Макиавелли и Адам Смит

Отрывок из книги «Что бы сделал Ницше»

Forbes
Самый быстрый Килиан Самый быстрый Килиан

Килиан Мбаппе – один из самых многообещающих игроков в современном футболе

Esquire
Накормить малоежку: чем грозит недоедание Накормить малоежку: чем грозит недоедание

Что включить в меню ребёнка и что нельзя делать, если ребёнок мало ест

9 месяцев
Пятиминутный путеводитель по... странному спорту Пятиминутный путеводитель по... странному спорту

Странные виды спорта, странные чемпионы и странные спортивные снаряды

Esquire
Чудеса проводимости Чудеса проводимости

Стартап успешно конкурирует на рынке высокотемпературных сверхпроводников

Наука
Владимир Маяковский Владимир Маяковский

Правила жизни поэта Владимира Маяковского

Esquire
Самые забавные конфузы Бузовой, Орбакайте и других звезд у Ивана Урганта Самые забавные конфузы Бузовой, Орбакайте и других звезд у Ивана Урганта

Забавные конфузы в студии шоу «Вечерний Ургант»

Cosmopolitan
Джуд Лоу Джуд Лоу

Правила жизни британского актера Джуда Лоу

Esquire
Временные сотрудники — новая норма. Как меняется рынок труда Временные сотрудники — новая норма. Как меняется рынок труда

Как меняется рынок труда прямо сейчас

СНОБ
Осколок зеркала Осколок зеркала

Новая концепция космоса слишком земная

Esquire
Григорий Добрыгин — о долготерпении, молчании и телефонных звонках Григорий Добрыгин — о долготерпении, молчании и телефонных звонках

Режиссер Григорий Добрыгин о фильме Sheena667

РБК
Жертва Жертва

Сценарий Романа Кантора о деле Бейлиса, громком процессе дореволюционной России

Esquire
ALMA отыскала 43 протозвезды в центре Млечного Пути ALMA отыскала 43 протозвезды в центре Млечного Пути

Это означает, что процессы звездообразования более устойчивы, чем считалось

N+1
Дмитрий Губерниев Дмитрий Губерниев

Правила жизни телеведущего Дмитрия Губерниева

Esquire
Самки амазонских богомолов привлекли самцов пахучими выростами на спине Самки амазонских богомолов привлекли самцов пахучими выростами на спине

Это необычно крупная для богомолов феромонная железа.

N+1
Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
Танцующая в темноте. О Наталье Синдеевой и фильме F@ck this job Танцующая в темноте. О Наталье Синдеевой и фильме F@ck this job

Фильм Веры Кричевской F@ck this Job, посвященный истории телеканала «Дождь»

СНОБ
Криштиану торжествует Криштиану торжествует

Роналду-человек и Роналду-миф. Биография непревзойденного футболиста

Esquire
Полуобнаженные красотки! Как выглядят актрисы сериала «Ольга» дома и на пляже Полуобнаженные красотки! Как выглядят актрисы сериала «Ольга» дома и на пляже

Звезды сериала «Ольга» – обладательницы стройных фигур. Пикантные кадры

Cosmopolitan
The Weeknd против Эйбела The Weeknd против Эйбела

Попытаемся отделить Эйбела Тесфайе от его альтер эго The Weeknd

GQ
45 сантиметров за 50 лет 45 сантиметров за 50 лет

Как глубоко в недра Марса дошел прогресс

N+1
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Скальпель vs аппаратные процедуры: что быстрее омолодит и сделает лицо красивым Скальпель vs аппаратные процедуры: что быстрее омолодит и сделает лицо красивым

Косметолог или все-таки хирург?

Cosmopolitan
Драгоценный металл Драгоценный металл

Купить автомобиль в Советском Союзе было все равно что слетать за границу

GQ
Болезни старости и старость как болезнь Болезни старости и старость как болезнь

Алексей Москалев – о биологических основах старения и о том, как с ним бороться

Популярная механика
Европейский союз Европейский союз

В чем причины кризиса европейского проекта?

Esquire
Глобальный океан древней Земли появился благодаря высокотемпературной мантии Глобальный океан древней Земли появился благодаря высокотемпературной мантии

Сколько воды может высвобождаться из мантийных пород с ростом температуры

N+1
Открыть в приложении