Если коллега — ваш друг: правила субординации
С другом работать здорово. Он поймет и простит ошибку, поддержит и поможет, если что-то не получается. Но что, если друг — наш подчиненный? Возможно ли разделить личные и рабочие отношения?
Спорные привилегии
«Обсуждая вопрос субординации, следует поговорить об адекватном выстраивании границ в отношениях, рабочих или дружеских», — утверждает психолог Марина Бабурина. Дружеские отношения предполагают более близкое общение, обсуждение личных тем и посвящение другого в детали своей жизни.
Опасность в работе с близкими возникает в те моменты, когда мы чувствуем особое отношение: «Я уже не просто коллега, я — друг». По мнению психолога, в этой позиции есть и свои плюсы: «Я знаю человека лучше и могу ощущать себя спокойнее, стабильнее в любой позиции, как начальником, так и подчиненным».
С другой стороны, есть и минусы: «Если я ленив, я буду ждать, что мне простят. Буду надеяться на особое положение, снисхождение, поблажки и уступки».
Чтобы избежать сложных ситуаций, важно сразу обсудить четкие границы между рабочими отношениями и дружбой, объясняет Марина Бабурина. Если вы — начальник, стоит сказать: «Я ценю тебя как друга, но это — работа, и я буду требовать с тебя так же, как и со всех остальных».
Если, наоборот, вы подчиненный, то формулировка может быть такой: «Ты — руководитель, и я готов к требовательности, контролю в вопросах готовности и качественности выполняемой мной задачи».
«Вне зависимости от позиции, будь то «мы коллеги-друзья», «я — начальник» или «друг — мой начальник», необходимо четко оговаривать границы личных отношений и рабочих. Иначе размытые отношения в любом случае повлияют как на дружбу, так и на рабочее пространство», — говорит эксперт.