Ему ничего не интересно!
Что делать с подростком, который с утра до ночи зависает в социальных сетях и больше ничем не хочет заниматься?
Многие тинейджеры уверяют родителей, что им скучно читать классиков и делать «дурацкие» презентации. При этом они готовы часами общаться с друзьями в соцсетях и смотреть ролики на YouTube, а уроки делают через силу – «Ну кому нужна эта нудятина». Неужели современных детей не может увлечь что-то стоящее?
Все нюансы возраста
Первый шаг к решению проблемы – разобраться, что представляет собой подростковый возраст, каковы его особенности.
Сравнивая себя с младшими детьми и взрослыми, подросток понимает, что он уже точно не ребенок. Он ощущает себя взрослым и стремится к тому, чтобы и все вокруг признавали его самостоятельность и значимость. Он хочет независимости, «эмансипации», уважения своих прав со стороны окружающих. В это время школа отходит для него на задний план. Главным становится общение со сверстниками – он ищет друзей, ссорится и мирится с ним, и все это выделяется в самостоятельную сферу жизни. Потребность быть значимым реализуется для него в кругу ровесников. Общаясь с ними, взрослеющий ребенок учится проигрывать различные стороны человеческих взаимоотношений, осваивает моральные нормы и ценности, познает самого себя. У него даже успеваемость в школе может существенно снизиться из-за одних только проблем в общении со своими сверстниками.
Подросток будто находится между двумя мирами – миром детей и миром взрослых. Он уже не хочет, чтобы его считали ребенком, но еще не может полноценно влиться в сообщество взрослых – этого ему не позволяет реальная действительность. В результате такого дисбаланса у него может наблюдаться неопределенность в ориентирах, планах, целях.
Этот период невероятно сложен для подростка: эмоциональная неустойчивость, противоречивость побуждений, завышенные ожидания, не совсем верные представления о себе, которые приводят к протестам и постоянным конфликтам с родителями и учителями. Все это характерно даже для нормального протекания переходного возраста – важно помнить об этом. Именно от реакции взрослых на те перемены, которые происходят с ребенком, от их способности гибко перестраивать характер взаимоотношений и учитывать потребности подростка, зависит острота проявлений этого периода.
Психолог Екатерина Мурашова утверждает, что главное для подростка – чтобы его понимали. Именно поэтому ему так важно найти «своих», найти группу, в которой можно было бы по максимуму проявить себя. Так, правильному группированию могут способствовать различные кружки по интересам (театр, танцы, спорт), где собираются и общаются дети одного возраста. Многие родители не понимают, что бесконечное гуляние на улице с друзьями, желание все время быть в контакте со сверстниками – это всего лишь стремление приобщиться к «своей стае», найти единомышленников и собственное место в социальной иерархии.
Соцсети – это тоже группирование, только виртуальное. Но родители и здесь чуют неладное – начинают запрещать, спорить, ругать, настаивать на своем. В результате становится только хуже: разве может ребенок, так стремящийся к независимости и отстаивающий свои права, подчиниться и безболезненно перенести какой-либо запрет?
Считается, что в этот период ребенок хочет чуть ли не максимально дистанцироваться от взрослых. Действительно, стремление показать свою независимость и до конца отстаивать собственную позицию проявляются очень четко. Однако хоть подросток и настаивает на своем равенстве со взрослыми, он в то же время по-прежнему нуждается в их помощи, защите и понимании. Взрослый важен для него, необходим ему.
Проблемы в отношениях с родителями – обычное явление для переходного периода. Но их глубина во многом зависит от умения взрослых воплотить в жизнь уважительную и одновременно с этим не попустительскую тактику по отношению ко всем тонкостям поведения ребенка.
Такие важные слова
Лучшее, что могут сделать родители, – сказать своему взрослеющему ребенку две вещи: «мы понимаем, что с тобой происходит» и «мы тебя ждем».
И после этого действительно стоит проявить терпение и ждать. Ребенок не всегда будет подростком, он вырастет, пройдет этот этап группирования и «вернется в семью».
Некоторые родители опасаются этого стремления объединяться в «стаи» и всячески стремятся отгородить от этого сына или дочь. Они начинают или взваливать на ребенка огромное количество дел и обязанностей, или критиковать его друзей. Это большая ошибка! Если ребенок не пройдет так называемую «подростковость», он потеряет уверенность в себе и все равно будет пытаться пережить подростковый период в будущем – например, во взрослой жизни присоединится к какой-нибудь секте.
Однако это не означает, что подросток должен жить во вседозволенности. Родители не должны терпеть хамство, они имеют полное право устанавливать собственные правила до тех пор, пока ребенок живет в их доме. «Когда ты будешь готов общаться на моих условиях, приходи», – именно эту фразу могут взять на вооружение родители подростка, который позволяет себе грубость и хамство.
Очень важно сразу же пресекать шантаж и попытки манипулировать. Для любой манипуляции нужны двое: если один не хочет участвовать, эта игра не будет иметь продолжения. Подростку, который пытается шантажировать родителей, можно сказать: «Я готова обсудить эту проблему, помочь тебе, но больше не буду делать ничего». Когда подросток поймет, что взрослые не ведутся на его манипуляции, он испугается, поскольку реальных рычагов давления он не имеет. Он живет в доме своих родителей и пока еще полностью зависит от них.
Чтобы подросток захотел проводить в Интернете меньше времени, ему нужно понять всю прелесть живого общения. Не стоит запрещать ему прогулки, поездки, ночевки и походы с друзьями – такие вылазки помогут ребенку отвлечься от социальных сетей и захотеть заниматься чемто еще. Это пора первой любви, разбитых сердец, настоящей дружбы и трагедий из-за ссор. Поскольку ведущей деятельностью в подростковом возрасте является социализация, общение со сверстниками, то по-настоящему увлечь ребенка и заставить его забыть о соцсетях могут только те дела, которые так или иначе связаны с его друзьями. Отличный вариант – кружки по интересам. Это одновременно и общение со сверстниками, и возможность развиваться, проявлять себя, учиться новому.
Родителям важно знать, какие способы поведения подростка в трудных для него ситуациях считаются конструктивными. Именно на обучении этим стратегиям стоит сосредоточиться. Это достижение цели, решение задачи собственными усилиями, нежелание отступать; обращение за помощью или советом к близким взрослым, друзьям; тщательное обдумывание того, как разрешить проблему, какие пути для этого использовать; изменение отношения к ситуации, которая представляется проблемной; изменение собственных неверных установок и стереотипов, понимание того, что причины проблем нужно искать в самом себе.
Работа над собой — основа воспитания
Если хочешь любой ценой заставить ребенка делать то, что ты считаешь нужным и важным, нормального диалога не получится.
- Вместо «уезжающего из-под носа поезда» родителям важно видеть своего ребенка, который находится рядом с ними.
- Взрослые должны не заставлять подростка исправить плохую оценку или получить заветное призовое место на олимпиаде, а делать все, чтобы сохранить с ним нормальные отношения.
- Кроме того, родителям очень важно договориться между собой. Например, если мать уже считает ребенка взрослым, а отец все еще к этому не готов, то нужно спросить мужчину, что в его понимании означает «повзрослел». Что должен делать подросток, чтобы отец признал в нем достаточно взрослого человека?
Обогатить среду
Что важно успеть сделать родителям еще до того, как их ребенок станет подростком?
- Открыть ребенку мир. Необходимо показать малышу, сколько в жизни есть всего интересного. Пусть он посещает побольше различных детских мероприятий, ходит в кружки – и ищет там «своих».
- Поделиться с ним собственным «печальным» опытом. Родителям очень важно рассказать ребенку, что происходило с ними, когда они сами были подростками – какие разногласия у них возникали со взрослыми, что им было неприятно, как они пытались протестовать, к чему это привело и как в итоге все решилось.
- Обучить его полезным навыкам. Умение готовить и шить, забивать гвозди и что-то ремонтировать дает ребенку дополнительную точку опоры. И в подростковом возрасте он будет чувствовать себя более уверенно.
Вера Гуляева, психолог
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl