Эпоха накопления: как пенсионная реформа стала жертвой неверных прогнозов и сиюминутных решений
Российские власти, похоже, окончательно отказались от системы обязательных пенсионных накоплений: 22 декабря первый зампред ЦБ Сергей Швецов заявил, что «допускает законодательный демонтаж» накопительной системы до 2023 года. Руководитель лаборатории развития пенсионной системы Института социальной политики ВШЭ Евгений Якушев рассуждает о том, как это решение стало неизбежным.
Пенсионные накопления замораживаются с 2014 года, и этот «временный» режим постоянно продлевается. В обществе никто уже всерьез не ждет возвращения к принципам пенсионной реформы 2002 года. Однако признание высокопоставленного представителя ЦБ похоже на точку в многолетней дискуссии, и хочется понять, как мы в эту точку пришли.
Окно возможностей
Первое обсуждение системы обязательных пенсионных накоплений состоялось в 1997-1998 годах и сопровождалось дискуссией о необходимости подготовиться к выходу на пенсию поколения «беби-бумеров». В подготовленную в те годы программу пенсионной реформы было включено предложение об обязательных отчислениях на будущую пенсию 10% от зарплаты. Предполагалось, что накопления станут дополнительным источником выплаты пенсий и позволят демпфировать влияние демографической волны на бюджет. Но дефолт в 1998 году поставил крест на использовании потенциала финансовых рынков.
Вторая итерация дискуссии пришлась на 2001 год и завершилась внесением президентского пакета законопроектов о реформе в Госдуму. Предлагалось структурировать пенсионную систему, исходя из принципов ее финансирования и целей, решаемых ее отдельными компонентами. Базовая часть трудовой пенсии решала проблемы бедности и финансировалась федеральным бюджетом из расчета прожиточного минимума. Страховая часть — учитывала стаж и заработок застрахованного лица и обеспечивала дифференциацию размеров пенсий. Накопительная часть — учитывала взносы и инвестиционный доход, обеспечивая коэффициент замещения утраченного заработка для работников с доходами выше средних. По мнению экспертов и рейтинговых агентств, предложенная архитектура обеспечивала долгосрочную устойчивость системы.