Как ездит беспилотный автомобиль из Петербурга

N+1Hi-Tech

Анбоксинг беспилотника «СтарЛайн»

Недавно мне удалось прокатиться на беспилотном автомобиле от петербургского «СтарЛайна» и пообщаться с его разработчиками. Рассказываю, чем отличается беспилотник компании и ее подход, и как вообще обстоят дела с беспилотными технологиями в России.

Григорий Копиев, редактор

Идея протестировать беспилотник «СтарЛайна» у меня, как главного любителя беспилотных автомобилей в редакции N + 1, возникла еще давно, еще в 2018 году, когда он проехал из Санкт-Петербурга в Казань. Мы вообще стремимся к тому, чтобы опробовать все российские разработки, потому что читать и писать про успехи Waymo, Nuro и прочих калифорнийских компаний, конечно, интересно, но куда интереснее разбираться о том, как обстоят дела у российских разработчиков, на машинах которых мы будем ездить в магазин или получать из магазина посылки через несколько лет.

Вообще, ситуация с беспилотниками в России напоминает американскую:

  • Лидируют IT-гиганты: в США Waymo (вышли из Google, и теперь вместе с ней состоит в холдинге Alphabet), у нас Яндекс — а вовсе не производители автомобилей, как предполагали многие на заре развития беспилотного транспорта.
  • Автопроизводители, вроде General Motors и «КамАЗ», пока что пытаются нагнать IT-компании.
  • В 2020 крупные IT-гиганты, которые еще не начали делать беспилотники, попытались «запрыгнуть в последний вагон»: Amazon купил компанию-разработчика Zoox, а Сбер сначала объединил усилия с Cognitive Technologies, а на днях начал тестировать беспилотники собственной разработки.
  • Небольшие компании — несметное число американских страртапов или отдельные российские компании, в том числе «СтарЛайн» — тоже разрабатывают своих «автопилотов», потому что с точки зрения технологий и финансов порог входа в эту область намного ниже, чем создании автомобиля с нуля.

Беспилотники Яндекса мы с выпускающим редактором Николаем Воронцовым на двоих тестировали уже трижды, а с другими компаниями было сложнее, потому что, многие из них расположены в регионах, а редакция находилась в Москве (с приходом пандемии она переехала и располагается где-то посреди рабочих чатов и звонков в Zoom): «СтарЛайн» базируется в Санкт-Петербурге, «КамАЗ» испытывает грузовики с кабиной и без в Набережных Челнах, а беспилотные комбайны Cognitive Technologies собирают зерно с полей Черноземья.

Еще в конце лета я, отчасти как раз благодаря пандемии, переехал в Санкт-Петербург, поэтому список беспилотных поездок «на анбоксинг» расширился. Предвосхищая возможные вопросы про погоду и отсутствие снега скажу, что заезд и разговор с разработчиками происходил еще в ноябре.

Как он устроен

С командой разработчиков мы встретились в центре города, у Марсова поля, где находится одна из основных зон тестирования. Беспилотник «СтарЛайна» постоянно тут катается вокруг поля:

Зона тестирования. Яндекс

Сам автомобиль выполнен на базе Skoda Superb. Его выбрали из-за простоты интеграции вычислительных блоков и датчиков, а также возможности управлять основными функциями (рулем, педалями, коробкой передач) электронно, через команды, а не при помощи отдельных актуаторов. Несколько лет назад мировые разработчики, как правило, выбирали прогрессивную для тех лет Toyota Prius, но сейчас такие возможности есть у многих новых моделей, а подходящий Prius достать в России не так просто.

Беспилотный «стек» у машины стандартный для индустрии: камеры, лидары и радары для зрения, отдельные вычислительные блоки для предварительной обработки данных и работы основных алгоритмов. Большая часть датчиков — в том числе круговой лидар — располагается на крыше, еще один лидар есть на передней части машины.

Компьютеры, блоки питания и прочая низкоуровневая электроника спрятана в багажнике и довольно сильно греется, потому что суммарная мощность составляет около двух киловатт. Вскоре после моей поездки разработчики поменяли два лидара на новые, в том числе заменили верхний лидар на 128-лучевой, и добавили еще один в заднюю часть машины, а также убрали компьютер в багажнике на место запасного колеса и провели жидкостное охлаждение:

Сейчас стоимость беспилотного «обвеса» примерно в два раза больше, чем самого автомобиля, но цены довольно быстро падают (в основном на лидары).

Кстати, однажды один из лидаров на несколько тысяч долларов пришлось менять из-за сильного мороза: в процессе работы он греется, но запускается в холодном состоянии, а если это происходит не в гараже, то он не успевает согреть себя. Когда лидар сломался, инженеры разобрали его и наглядно увидели недостаток электромеханических лидаров, которые сейчас используют почти все разработчики: многие компоненты расшатываются из-за вибраций во время езды. Многие компании связывают надежды с твердотельными лидарами, причем в основном даже не из-за этого недостатка, а из-за гораздо меньшей цены. Кроме того, цена уменьшится и из-за массового производства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неандертальцы сделали ретушеры из костей пещерного льва Неандертальцы сделали ретушеры из костей пещерного льва

Неандертальцы изготавливали предметы из костей пещерных львов

N+1
Арсен Ревазов: Одиночество-12. Первая глава Арсен Ревазов: Одиночество-12. Первая глава

Отрывок из нового философского детектива Арсена Ревазова

СНОБ
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Как создавалась коллекционная нарисованная обложка последнего номера Esquire в юбилейном для журнала 2020 году Как создавалась коллекционная нарисованная обложка последнего номера Esquire в юбилейном для журнала 2020 году

Декабрьско-январский номер Esquire вышел с нарисованной обложкой

Esquire
Наши предки не были плотоядными. Вот что они ели на самом деле Наши предки не были плотоядными. Вот что они ели на самом деле

Наши предки, охотники и собиратели, не были плотоядными пещерными людьми

ТехИнсайдер
Голос мира Голос мира

Аида Гарифуллина – о том, как она создает себе новогоднее настроение

Grazia
Как зарождался ресторан быстрого питания Burger King Как зарождался ресторан быстрого питания Burger King

Как развивались первые франшизы

СНОБ
Загадка Антона Лапенко: как комик из многодетной семьи стал звездой YouTube и зарабатывает миллионы на ностальгии по 90-м Загадка Антона Лапенко: как комик из многодетной семьи стал звездой YouTube и зарабатывает миллионы на ностальгии по 90-м

В чем заключается гениальность Антона Лапенко?

Forbes
Конец мифа о красоте: Екатерина Попова о том, что мы устали страдать ради нее Конец мифа о красоте: Екатерина Попова о том, что мы устали страдать ради нее

В современном мире красавицами не рождаются, а становятся: но нужно ли это?

Cosmopolitan
Физики услышали затухание звуковых волн в ферми-газе Физики услышали затухание звуковых волн в ферми-газе

Результаты этого эксперимента помогут в анализе устройства нейтронных звезд

N+1
Тест-драйв Infiniti QX50 последнего поколения Тест-драйв Infiniti QX50 последнего поколения

Infiniti QX50 устраивает всех почитателей продукции японского производителя

СНОБ
Топ лучших новогодних фильмов на ТВ, без которых праздник не праздник Топ лучших новогодних фильмов на ТВ, без которых праздник не праздник

Топ лучших новогодних фильмов — как старых, так и новых

Cosmopolitan
7 сигналов организма, после которых надо бежать к эндокринологу 7 сигналов организма, после которых надо бежать к эндокринологу

Признаки проблем проблем с щитовидной железой

Cosmopolitan
Иметь виды Иметь виды

Двухуровневый пентхаус в современном стиле

SALON-Interior
Пятиминутный путеводитель по животным, которые падают с неба Пятиминутный путеводитель по животным, которые падают с неба

Кто, когда падал с неба и почему это часто случается с птицами?

Esquire
Особые люди: как и для чего власть закрывает данные о себе Особые люди: как и для чего власть закрывает данные о себе

К чему приведет отнесение силовиков к категории особо защищенных лиц?

Forbes
Не папик, а муж! Не папик, а муж!

5 плюсов отношений с мужчиной, который намного старше тебя

Лиза
Новый год к нам мчится Новый год к нам мчится

Устроим себе виртуальное новогоднее путешествие

Лиза
Аренда мозга, бизнес в «облаке», дизайн детей: где скрываются ниши на триллион долларов Аренда мозга, бизнес в «облаке», дизайн детей: где скрываются ниши на триллион долларов

Сэм Альтман обсуждает, какие рынки в будущем смогут зарабатывать триллионы

VC.RU
4 способа ненавязчиво привлечь внимание партнера 4 способа ненавязчиво привлечь внимание партнера

Какими способами лучше вернуть интерес партнера

Psychologies
Болит спина? Это может быть стресс! Невролог рассказывает, что с этим делать Болит спина? Это может быть стресс! Невролог рассказывает, что с этим делать

Рассказываем, как стресс связан с болью в спине и что с этим делать

Cosmopolitan
Александр Вольтман и Алексей Никульшин Александр Вольтман и Алексей Никульшин

Холсты Ильи Гапонова, пижамы Dries Van Noten и портниха из МВД

Собака.ru
Издательство Individuum перевело книгу на русский с помощью машинного перевода: фрагмент до и после редактуры человеком Издательство Individuum перевело книгу на русский с помощью машинного перевода: фрагмент до и после редактуры человеком

Как «Яндекс.Переводчик» справился с переводом целой книги

VC.RU
«Любая женщина может выглядеть так, как она захочет» «Любая женщина может выглядеть так, как она захочет»

Актриса и певица Настя Задорожная – о том, зачем изменила рацион питания

Худеем правильно
Токсичное пятно: как экологическая катастрофа в Норильске отразилась на репутации компании Владимира Потанина Токсичное пятно: как экологическая катастрофа в Норильске отразилась на репутации компании Владимира Потанина

Почему затраты «Норникеля» на экологию пока не заметны

Forbes
Все о прокрастинации, или Как перестать откладывать важные дела на потом Все о прокрастинации, или Как перестать откладывать важные дела на потом

Специалисты объясняют, из-за чего люди прокрастинируют и как от этого избавиться

Maxim
Хихийный пошив: самая нелепая форма футболистов мира Хихийный пошив: самая нелепая форма футболистов мира

Как хорошеет футбол, когда за дело берутся дизайнеры одежды!

Maxim
Канадский смокинг, банты и узоры: стиль Джона Малковича в ключевых деталях Канадский смокинг, банты и узоры: стиль Джона Малковича в ключевых деталях

Джон Малкович одевается необычно и местами экстравагантно

Esquire
Алина Фаркаш о вечном противостоянии сов и жаворонков Алина Фаркаш о вечном противостоянии сов и жаворонков

Оказывается, если ты сова, то в мире жаворонков жить еще и стыдно

Cosmopolitan
Крах мечты: почему закрылись «Алые паруса» Крах мечты: почему закрылись «Алые паруса»

«Алые паруса» так и не смогли восстановиться после кризиса 2014 года

Forbes
Открыть в приложении