Как ездит беспилотный автомобиль из Петербурга

N+1Hi-Tech

Анбоксинг беспилотника «СтарЛайн»

Недавно мне удалось прокатиться на беспилотном автомобиле от петербургского «СтарЛайна» и пообщаться с его разработчиками. Рассказываю, чем отличается беспилотник компании и ее подход, и как вообще обстоят дела с беспилотными технологиями в России.

Григорий Копиев, редактор

Идея протестировать беспилотник «СтарЛайна» у меня, как главного любителя беспилотных автомобилей в редакции N + 1, возникла еще давно, еще в 2018 году, когда он проехал из Санкт-Петербурга в Казань. Мы вообще стремимся к тому, чтобы опробовать все российские разработки, потому что читать и писать про успехи Waymo, Nuro и прочих калифорнийских компаний, конечно, интересно, но куда интереснее разбираться о том, как обстоят дела у российских разработчиков, на машинах которых мы будем ездить в магазин или получать из магазина посылки через несколько лет.

Вообще, ситуация с беспилотниками в России напоминает американскую:

  • Лидируют IT-гиганты: в США Waymo (вышли из Google, и теперь вместе с ней состоит в холдинге Alphabet), у нас Яндекс — а вовсе не производители автомобилей, как предполагали многие на заре развития беспилотного транспорта.
  • Автопроизводители, вроде General Motors и «КамАЗ», пока что пытаются нагнать IT-компании.
  • В 2020 крупные IT-гиганты, которые еще не начали делать беспилотники, попытались «запрыгнуть в последний вагон»: Amazon купил компанию-разработчика Zoox, а Сбер сначала объединил усилия с Cognitive Technologies, а на днях начал тестировать беспилотники собственной разработки.
  • Небольшие компании — несметное число американских страртапов или отдельные российские компании, в том числе «СтарЛайн» — тоже разрабатывают своих «автопилотов», потому что с точки зрения технологий и финансов порог входа в эту область намного ниже, чем создании автомобиля с нуля.

Беспилотники Яндекса мы с выпускающим редактором Николаем Воронцовым на двоих тестировали уже трижды, а с другими компаниями было сложнее, потому что, многие из них расположены в регионах, а редакция находилась в Москве (с приходом пандемии она переехала и располагается где-то посреди рабочих чатов и звонков в Zoom): «СтарЛайн» базируется в Санкт-Петербурге, «КамАЗ» испытывает грузовики с кабиной и без в Набережных Челнах, а беспилотные комбайны Cognitive Technologies собирают зерно с полей Черноземья.

Еще в конце лета я, отчасти как раз благодаря пандемии, переехал в Санкт-Петербург, поэтому список беспилотных поездок «на анбоксинг» расширился. Предвосхищая возможные вопросы про погоду и отсутствие снега скажу, что заезд и разговор с разработчиками происходил еще в ноябре.

Как он устроен

С командой разработчиков мы встретились в центре города, у Марсова поля, где находится одна из основных зон тестирования. Беспилотник «СтарЛайна» постоянно тут катается вокруг поля:

Зона тестирования. Яндекс

Сам автомобиль выполнен на базе Skoda Superb. Его выбрали из-за простоты интеграции вычислительных блоков и датчиков, а также возможности управлять основными функциями (рулем, педалями, коробкой передач) электронно, через команды, а не при помощи отдельных актуаторов. Несколько лет назад мировые разработчики, как правило, выбирали прогрессивную для тех лет Toyota Prius, но сейчас такие возможности есть у многих новых моделей, а подходящий Prius достать в России не так просто.

Беспилотный «стек» у машины стандартный для индустрии: камеры, лидары и радары для зрения, отдельные вычислительные блоки для предварительной обработки данных и работы основных алгоритмов. Большая часть датчиков — в том числе круговой лидар — располагается на крыше, еще один лидар есть на передней части машины.

Компьютеры, блоки питания и прочая низкоуровневая электроника спрятана в багажнике и довольно сильно греется, потому что суммарная мощность составляет около двух киловатт. Вскоре после моей поездки разработчики поменяли два лидара на новые, в том числе заменили верхний лидар на 128-лучевой, и добавили еще один в заднюю часть машины, а также убрали компьютер в багажнике на место запасного колеса и провели жидкостное охлаждение:

Сейчас стоимость беспилотного «обвеса» примерно в два раза больше, чем самого автомобиля, но цены довольно быстро падают (в основном на лидары).

Кстати, однажды один из лидаров на несколько тысяч долларов пришлось менять из-за сильного мороза: в процессе работы он греется, но запускается в холодном состоянии, а если это происходит не в гараже, то он не успевает согреть себя. Когда лидар сломался, инженеры разобрали его и наглядно увидели недостаток электромеханических лидаров, которые сейчас используют почти все разработчики: многие компоненты расшатываются из-за вибраций во время езды. Многие компании связывают надежды с твердотельными лидарами, причем в основном даже не из-за этого недостатка, а из-за гораздо меньшей цены. Кроме того, цена уменьшится и из-за массового производства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мухи-журчалки начали точно подражать осам уже 33 миллиона лет назад Мухи-журчалки начали точно подражать осам уже 33 миллиона лет назад

Ученые обнаружили ископаемую муху-журчалку, которая подражала окраске ос

N+1
Стать собой Стать собой

Отец Алексий Уминский о свободе, возможности и радости быть самим собой

Seasons of life
Драйверы от Windows или фирменные: что лучше Драйверы от Windows или фирменные: что лучше

Стоит ли устанавливать фирменные драйверы или можно ограничиться встроенными

CHIP
Выпьем за любовь Выпьем за любовь

Удастся ли винодельне «Долина Лефкадия» сломить предубеждение российской публики

Robb Report
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Дергается глаз, чешутся руки — о чем это говорит и что делать? Дергается глаз, чешутся руки — о чем это говорит и что делать?

О самых частых «стрессовых» проявлениях и способах восстановления организма

Cosmopolitan
Первые строчки Billboard и продюсер-миллиардер: группа BTS в цифрах Первые строчки Billboard и продюсер-миллиардер: группа BTS в цифрах

K-pop-группа BTS бьет рекорд за рекордом

РБК
5 известных ресторанов дореволюционной Москвы 5 известных ресторанов дореволюционной Москвы

В каких ресторанах кипела дневная и вечерняя жизнь дореволюционной Москвы?

Культура.РФ
Ноги в порядке: 6 необходимых средств для ухода за стопами Ноги в порядке: 6 необходимых средств для ухода за стопами

Как поддерживать красоту и здоровье ног

Psychologies
Режиссер «Обратной связи» Алексей Нужный: «В России человек хочет одно, а делает что-то другое» Режиссер «Обратной связи» Алексей Нужный: «В России человек хочет одно, а делает что-то другое»

Режиссер Алексей Нужный рассказывает о своем новом фильме «Обратная связь»

Maxim
Эпиляция и депиляция: что можно и нельзя во время беременности Эпиляция и депиляция: что можно и нельзя во время беременности

Какие методы эпиляции и депиляции можно использовать во время беременности?

9 месяцев
Как зарождался ресторан быстрого питания Burger King Как зарождался ресторан быстрого питания Burger King

Как развивались первые франшизы

СНОБ
Известные люди, которые считались предателями у себя на родине Известные люди, которые считались предателями у себя на родине

Как быстро растут чужие предатели!

Maxim
5 лучших кинообзоров BadComedian 5 лучших кинообзоров BadComedian

Обзоры BadComedian как вокзальный чебурек

Maxim
«Горбушка» будет разрушена: история легендарного рынка и его владельцев «Горбушка» будет разрушена: история легендарного рынка и его владельцев

Кому легендарный московский рынок помог сколотить состояние

Forbes
Шрам от гольфа и смешное прозвище: малоизвестные факты о принце Уильяме Шрам от гольфа и смешное прозвище: малоизвестные факты о принце Уильяме

Факты о принце Уильяме, которые обычно остаются за кадром

Cosmopolitan
Долой финансовую зависимость: как выстроить раздельный семейный бюджет Долой финансовую зависимость: как выстроить раздельный семейный бюджет

Как быть на равных с партнером и строить финансовые отношения по-взрослому?

Cosmopolitan
Пластический хирург — о том, как выглядеть естественно после операций Пластический хирург — о том, как выглядеть естественно после операций

Пластический хирург Галия Моллаева — о трендах в хирургии и пластике лица

РБК
Как инженер-ядерщик с русскими корнями придумала «умную» карту деловых связей и попала в список Forbes Как инженер-ядерщик с русскими корнями придумала «умную» карту деловых связей и попала в список Forbes

Как 28-летняя Екатерина Парамонова попала в рейтинг «30 до 30» Forbes

Forbes
Главные книги 2020 года — по версии писателей, критиков и публицистов Главные книги 2020 года — по версии писателей, критиков и публицистов

О литературных впечатлениях 2020 года рассказали писатели, критики и публицисты

Esquire
Карабах не выдержит двоих Карабах не выдержит двоих

Если ты ничего не понимаешь в армяно-азербайджанском конфликте, читай эту статью

Maxim
Одураченные случайностью Одураченные случайностью

О скрытой роли шанса в бизнесе и в жизни

kiozk originals
Надо жить играючи Надо жить играючи

Светская Москва увлеклась психологической игрой лила

Vogue
Виктор Низовцев ловец ускользающих снов Виктор Низовцев ловец ускользающих снов

«С некоторыми из моих персонажей связаны почти мистические истории»

Караван историй
Как воплотить мечту: правило трех «П» Как воплотить мечту: правило трех «П»

Отрывок из книги «Хочу — Могу — Надо. Узнай себя и действуй!»

Psychologies
Планета обезьянник: таймлайн давления государства на рейвы с 1990-х и до наших дней Планета обезьянник: таймлайн давления государства на рейвы с 1990-х и до наших дней

История рейвов в России: как они начались и почему закончились

Esquire
Бунтарь поневоле Бунтарь поневоле

Александр Горчилин о том, как далек от образов, в которых его привыкли видеть

OK!
Как покупать только то, что ты точно будешь носить — 8 проверенных советов Как покупать только то, что ты точно будешь носить — 8 проверенных советов

Как научиться разбираться в трендах, где искать самые модные вещи?

Cosmopolitan
Что такое сказкотерапия и как она лечит. Интервью с психологом Что такое сказкотерапия и как она лечит. Интервью с психологом

Как сказкотерапия помогает взрослым

РБК
Моя терапия: «Я перестала бояться лифтов» Моя терапия: «Я перестала бояться лифтов»

Как быть, если у жителя мегаполиса в лифтах начинаются панические атаки?

Psychologies
Открыть в приложении