Как хоронили героя: в прокат вышел скандальный фильм Алексея Учителя «Цой»
В прокат вышел фильм Алексея Учителя «Цой», печальный роуд-муви, который реконструирует события первых дней после смерти главной рок-звезды страны. Вокруг картины развернулся скандал — против его выхода выступил сын самого Цоя
Биографическую драму «Цой» планировали выпустить еще 15 августа, к 30-летию смерти музыканта, но помешал скандал: против фильма выступил сын Виктора Цоя, Александр. Он обвинил режиссера в искажении фактов, попытке очернить реальных прототипов и неправомерном использовании музыки и изображения Виктора Цоя. Учитель парировал — история полностью художественная, а изображение и музыка взяты исключительно из старых документальных съемок, авторства самого режиссера. После череды взаимных обвинений стороны так и не добились конструктивного разрешения конфликта. Сменив прокатчика (Sony Pictures на «Каропрокат»), фильм все-таки представили широкой аудитории.
Из Риги в Ленинград едет старый «Икарус» и везет гроб с телом Виктора Цоя. В автобусе шесть пассажиров, крепко связанных странными отношениями. Бывшая жена Цоя и его нынешняя, разлучница. Новый мужчина бывшей жены, он же приятель погибшего героя. Просто девушка, безответно влюбленная в Цоя. Его маленький сын. Продюсер, который давно запутался, что ему важнее — музыка или деньги. И главный персонаж этой трагедии, водитель. Он — убийца Героя. Все полтора часа фильма действующие лица находятся в движении, они выясняют отношения, ругаются, мирятся, ненавидят и прощают, пьют и пытаются осмыслить свою потерю.
В этом роуд-муви есть детектив и загадка — куда делась бесценная кассета с последней песней. Есть злодей, который жаждет заполучить то бесценное, что оставил Герой после смерти. Есть линия секретных служб — КГБ ищет, на кого свалить вину за смерть рок-звезды. Присутствует примитивная любовная линия — фанатка Цоя поначалу возненавидит убийцу, но потом не устоит перед мужественно-глубокомысленным выражением лица простого трудяги-водителя в исполнении Евгения Цыганова. Есть ядовитая ревность жен и верная сыновья любовь. В этом фильме нет только Цоя, не считая нескольких документальных вставок, мастерски вмонтированных в современное повествование. Несмотря на это, именно Цой — идейный стержень фильма и катализатор всех его событий. Он и из гроба повелевает тысячами, заставляет их перекрывать дороги с плакатами в поисках выхода горю, держаться за руки и петь в унисон.