Империя Эльфа: как бывший торговец вымышленной валютой зарабатывает миллионы на раскрутке блогеров
Ярослав Андреев, больше известный как Эльф-торговец, бросил вуз, чтобы продавать валюту в компьютерных играх, исполнял роль клоуна в клипах Little Big, был директором по маркетингу «ВКонтакте». Но настоящий финансовый успех снискал в качестве агента по раскрутке блогеров в YouTube, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а теперь и TikTok — его компания WildJam за 2019 год получила 167 млн рублей выручки и 5 млн рублей прибыли, а за 2020-й увеличила показатели в несколько раз.
Кажется, все, кто смотрел популярные в 2010-х сериалы «Теория большого взрыва» и «Как я встретил вашу маму», помнят загадочного Эльфа-торговца, которому переводчики в каждом эпизоде выражали «особую благодарность». Настоящее имя Эльфа — Ярослав Андреев, серийный предприниматель, который начинал бизнес-путь с торговли валютой в играх Warcraft и Lineage, оставил ради этого институт, затем пытался зарабатывать на елках, цветах и пиротехнике и даже попробовал себя в роли директора по маркетингу всего «ВКонтакте». В конце 2016 года он основал агентство по работе с блогерами WildJam, которое сегодня работает с более, чем 300 инфлюенсерами, и приносит основателю несколько сотен миллионов рублей выручки в год. При этом в роликах его подопечных довольно часто в позитивном ключе обсуждаются проправительственные мероприятия и события, а источники Forbes на агентском рынке утверждают, что такие заказы Андрееву «спускает» его знакомый Рамис Япаров, директор департамента холдинга Газпром-Медиа Радио и участник совета политической партии «Новые люди».
Forbes узнал, как Андреев сумел заручиться доверием именитых блогеров и почему не стесняется рекламировать «похорошевшую Москву».
Рождение Эльфа
Свое предпринимательское упорство 37-летний Ярослав Андреев, один из самых успешных агентов на блогерском рынке России, связывает с «голодным детством». Он родился и вырос в Санкт-Петербурге в небогатой семье. «В 11 классе на выпускной я донашивал портфель и рубашку отца, которые он носил когда-то. Колбаса по выходным для нас была счастьем и праздником. Воспоминания об этом до сих пор во мне сидят и не дают мне успокоиться», — рассказывает Андреев.
В 16 лет он, поссорившись с родителями (отец к тому моменту оставил семью), ушел из дома. Полгода, по собственным словам, ночевал у друзей и в компьютерных клубах, затем отец арендовал для него квартиру на окраине Петербурга. В обмен на это Ярослав по настоянию отца поступил на инженера-кибернетика в Санкт-Петербургский государственный технологический институт, но вскоре решил сменить специальность на «айтишную» — перевелся на факультет информационных систем в коммерческом менеджменте в Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права.
Еще на первых курсах Андреев стал продавать другим пользователям игровую валюту, которую сам же копил в играх Warcraft, Lineage, Diablo 3, Star Wars и пр. Поначалу затея приносила не больше $100 в месяц, но со временем число клиентов серьезно выросло. Он создал сайт elfmoney.ru и назвал проект магазином Эльфа-торговца (работал от имени ООО «Фризтайм», которое существует до сих пор). «Эльф — это был мой игровой ник, потому что мне нравились эльфы, а торговец — потому что я торговал валютой», — объясняет логику Ярослав.
К 22 годам проект приносил ему уже по $1500 в месяц. «Для сравнения наш препод по экономике зарабатывал в месяц по $600-800. Она говорила: «Ярослав, у тебя есть мозги, тебе надо учиться». А я ее спрашивал: «Зачем мне учиться, если преподаватель с высшим образованием по экономике зарабатывает $600-800, а я, будучи никем, зарабатываю больше?», — вспоминает он. Вуз Андреев так и не окончил — сделал выбор в пользу бизнеса. У его магазина Эльфа-торговца появился офис и несколько менеджеров, которые искали поставщиков и покупателей игровой валюты. В 23 года он, по собственным словам, купил себе первый подержанный автомобиль за 300 000 рублей: «Мне казалось, что я король, бог бизнеса, я открыл формулу успеха».
Поймать кураж
В 2008 году бизнес на игровой валюте, по словам Андреева, приносил ему уже по 500 000-800 000 рублей в месяц. Параллельно он стал экспериментировать с другими проектами — пытался продавать елки и пиротехнику зимой, запускал цветочный бизнес, фотостудию. Но ни один из них не выстрелил.
В 2010-2011 случилось судьбоносное для Андреева знакомство. По наводке приятеля он начал смотреть ситком «Как я встретил вашу маму» и «подсел» на него. Не знал английского языка, поэтому смотрел сериал с русской озвучкой. Спустя полтора сезона переводы новых серий перестали появляться. Тогда Андреев решил найти компанию, которая занималась озвучкой, и узнать, в чем дело.
Переводом «Как я встретил вашу маму» занималась студия «Кураж-Бамбей» в лице основателя и единственного «сотрудника» Дениса Колесникова. «Он ответил мне, что собирает донаты [пожертвования] от желающих, и продолжит перевод, как только соберет необходимую сумму, — вспоминает Ярослав. — Я ему предложил просто заплатить наперед, чтобы он догнал американский график выхода серий. Он тогда спросил: «А зачем тебе это надо?». Ну а мне просто очень нравился сериал». Колесников в беседе с Forbes этот разговор с Андреевым подтвердил.
Первый донат Андреева, по словам Колесникова, составил 2500 рублей. «Чтобы все было по справедливости», Денис стал упоминать Эльфа-торговца как спонсора в начале каждой переведенной серии «Как я встретил вашу маму» и других озвученных сериалов. Такое взаимовыгодное сотрудничество, по словам Дениса, продолжалось «пару лет точно». Размер дальнейших выплат он не помнит. По словам Андреева, это были десятки тысяч рублей в месяц.
Благодаря упоминаниям в сериалах со временем «Эльф-торговец» стало именем нарицательным. «Кто, как и я, смотрел тогда сериалы в переводе этой студии, не раз слышали фразу «Особая благодарность Эльфу-торговцу», — говорит в беседе с Forbes Максим Задворнов, бывший пресс-атташе музыкального лейбла Black Star, который познакомился с Андреевым позднее. Упоминание Эльфа-Торговца в сериалах, озвученных «Кураж-Бамбеем» — «грамотный ход Ярослава с точки зрения построения личного бренда», считает Колесников. «Тут ничего не рекламировалось, но зато выражалась «особая благодарность». Спустя несколько месяцев это настолько закрепилось в головах зрителей, что мне стали постоянно задавать вопросы: «Кто это такой? Это твой дилер, Денис? За что ты его благодаришь? Хорошую дурь подгоняет?». Но я никогда ничего не употреблял, от слова «совсем», — говорит основатель «Кураж-Бамбей».
Все это способствовало росту аудитории магазина игровой валюты Андреева. «Поисковый запрос приводил людей прямо в магазин. Расчет был верный», — говорит Колесников. Среди этой аудитории оказался и основатель Aviasales Константин Калинов (умер в 2016 году), который тоже смотрел сериалы с озвучкой «Кураж-Бамбей» и слышал там об Эльфе-торговце, уверяет Андреев. В начале 2010-х предприниматели познакомились лично: Андреев полетел в отпуск в Таиланд, куда еще в конце 2000-х переехал вместе с офисом Aviasales Калинов, и предложил ему встретиться: «просто написал Косте в Twitter: «Привет! Ты вроде как в Тае. А я вот тоже лечу. Давай познакомимся!». Калинов, со слов Андреева, на встречу согласился, и быстро подружились.
Спустя несколько месяцев Калинов стал интересоваться, «как можно попасть с Aviasales» в сериалы с переводом «Кураж-Бамбей». Ярослав свел его с Колесниковым. Aviasales по аналогии с Эльфом-Торговцем стал финансово поддерживать озвучки «Кураж-Бамбея» и получать упоминания в начале эпизодов, говорит Колесников. Суммы рекламных контрактов он не раскрывает. По словам Андреева, они составляли сотни тысяч рублей в месяц. В Aviasales подтвердили, что действительно «много работали через Ярослава раньше», но условия работы с ним не комментируют.