Разговор двух апостолов Esquire: режиссера Ивана Твердовского и композитора Кирилла Рихтера, написавшего музыку к его фильму
В прокат вышел фильм молодого режиссера Ивана Твердовского "Подбросы", третий в его карьере. Музыку к фильму написал молодой композитор Кирилл Рихтер и выпустил ее отдельным альбомом. По счастливому совпадению, они познакомились благодаря первому материалу Esquire «12 апостолов» в прошлом году. Заместитель главного редактора Esquire Сергей Яковлев пообщался с двумя героями редакционного проекта и выяснил, почему картинка без звука — позапрошлый век.
Сергей Яковлев: Очень приятно осознавать, что вы познакомились благодаря нашему проекту и ваша совместная работа началась после съемки, в которой вы оба поучаствовали.
Иван Твердовский: Действительно, так и было. Я всегда ищу людей, с которыми можно создать цельную творческую семью, чтобы смело начинать вместе съемки и выпускать фильмы. Я знал, что есть такой молодой композитор, но первое, что прочитал о нем, было написано у вас, в том же номере Esquire, где вышел и очерк обо мне. Я подумал: «Дай-ка я напишу ему». А потом Кирилл сказал, что он писал мне параллельно.
Кирилл Рихтер: Да-да. На самом деле было так: я привез один номер журнала своему продюсеру Веронике в Берлин — это моя первая публикация, она ей гордилась. Несколько дней я работал в Германии, тот номер Esquire лежал на столе, я открыл его в какой-то момент и увидел Твердовского. Почитал о нем, он показался мне интересным. Ни одного фильма его я не видел, но о нем пишут, хвалят, думаю: дай посмотрю работы. Я подумал,мне зря же оказались вместе в одной такой «когорте», надо ему написать. Я написал ему достаточно длинное сообщение: «Иван, я всегда мечтал работать с независимыми режиссерами, очень заинтересован, может быть, что-то попробуем сделать вместе?» И уже готов отправлять. Но за минуту до того как я закончил сообщение, Ваня прислал мне свое, оно было очень похоже по содержанию и по смыслу.
Сергей: Ваня, всю музыку в фильме можно разделить на две части: поп-музыка (Луна и Иван Дорн) и музыка, написанная Кириллом. Как они соседствуют друг с другом? Как ты подбирал музыку и как работал со звуком?
Иван: Во-первых, я не могу сказать, что я музыкальный человек. Я больше доверяю звукорежиссерам и композиторам, с которыми работаю, потому что в изображении я понимаю гораздо больше, чем в звуке. Наверное, я визуал, а не аудиал, и в этом смысле я полностью доверяюсь профессионалам. Есть музыка к картине, а есть служебная музыка, которая может звучать в фильме, как в жизни: в машине, на кухне, в кафе. В первую очередь я отталкивался от героев. Например персонаж Ани Слю точно слушает «Луну», это девчачья музыка. А мент, персонаж Данилы Стеклова, жесткий такой, наоборот, едет домой, слушает Ваню Дорна и пускает слезу. Мне показалось, что это сможет добавить эффектности. С Кириллом я был совсем вторичной фигурой и лишь иногда напоминал про контекст фильма. На мой вкус его музыка только развивает действие картины и помогает.
Сергей: Да, мне кажется, что в некоторых моментах музыка даже усиливает воздействие. Для тебя это был первый опыт работы с композитором?
Иван: До этого у меня был только Чайковский (смеется).
Кирилл: Я уже писал музыку для двух картин. Опыт не был, на мой взгляд, особенно удачным — звезды так не сошлись. А сейчас я читал отзывы на «Подбросы» и встретил один такой: «18 баллов по шкале Гамильтона». Это шкала для оценки депрессиии, и 18 — это самый высокий порог, выше — уже тяжелые психологические изменения. Но для меня эта музыка не депрессивна, она скорее говорит о безысходности. Для меня это не упадок, а что-то живое. Сейчас, например, я пишу музыку к «Реквиему» Ахматовой, и он очень серьезно связан с моей семьей: мой дедушка был репрессирован, и я хотел бы посвятить эту работу всем жертвам политических репрессий. Так вот, такую музыку я не могу долго переносить — мне нужно отходить от ее написания несколько дней. А в случае с “Подбросами” я относился к герою как к живому человеку. Музыка сопровождала его сострадание, скорбь. Начиная с синопсиса, я понимал, что должен быть лейтмотив боли — тупой и постоянной.